Вопрос №8381
Я являюсь работником данного предприятия с 2007 года,профессия:термист,постоянно занятый на печах. Прошел ежегодную мед. комиссию, по здоровью противопоказаний не имею.С 10.11.21 был отстранён от работы приказом по заводу, согласно приказу ,пропуск заблокирован и без сохранения заработной платы.Основанием отстранения от работы указано : Постановление главного санитарного врача по Нижегородской обл. №7418 от 7.10.2021, и по статье76 ТК части 1 абзаца8. Считаю ,что данные меры работодателя противоречат главному закону РФ,это статьи конституции РФ: ст2, ст21,ст.55. И мне не понятно почему постановление Главного санитарного врача отменяет постановление правительства РФ,и статьи конституции РФ.Так же возмущён не правдивой информацией в СМИ о том что, не вакцинированные ,являются источником рапространенния коронавирусной инфекции и являются опастными для общества.Больной человек является опастным для общества! А как сказано Минздравом РФ,вакциннированый человек и человек имеющий противопоказания к вакцинации ,то же может быть переносчиком инфекции. Однако при введении не законных QR-кодов, им можно разносить инфекцию массово! Где логика, спасите от не законных действий чиновников субъектов Федерации РФ. И наведите конституционный порядок в стране!Если наш доблестный профсоюз не возглавит это движение , то этим могут воспользоваться политические враги нашего государства и сплотить народ России против действующего беззакония.Я член профсоюза с 1991 года.Профсоюзный билет №05335832. Обращаю ваше внимание ,что президент РФ Путин В.В.,не однократно заявлял об добровольной вакцинации , от коронавирусной инфекции.
Ответ
Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ).
Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42). Исходя из смысла части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обязанностью государства.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ № 52-ФЗ) (абз. 2 ст. 4).
Формой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 ФЗ № 52-ФЗ помимо иных мер являются выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157–ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – ФЗ № 157-ФЗ) отсутствие профилактических прививок может повлечь, в том числе отказ в приеме граждан на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 № 1867-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гунтаишвили Валентины Захаровны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» высказана правовая позиция, согласно которой предусмотренные абзацем четвертым пункта 2 статьи 5 ФЗ № 157-ФЗ правовые последствия отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи наделены правом выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям, о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах) (пп. 6 п. 1 ст. 51 ФЗ № 52-ФЗ).
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 № 1307н). Она становится обязательной, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. В соответствии со статьей 35 ФЗ № 52-ФЗ и статьей 10 ФЗ № 157-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний, и при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (ст. 11 ФЗ № 157-ФЗ).
Главный государственный санитарный врач по Нижегородской области 20 июня 2021 г. постановил обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (постановление № 4091). Постановлением от 7 октября 2021 г. № 7418 в постановление главного государственного санитарного врача по Нижегородской области от 20.06.2021 № 4091. «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (далее – Постановление) внесены изменения. В частности, пункт 1 дополнен подпунктом 1.4, согласно которому к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации отнесены работающие на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях (предприятиях), осуществляющих деятельность в сфере промышленности.
Согласно пункту 2 данного Постановления работодатели, осуществляющие деятельность на территории Нижегородской области, обязаны организовать прохождение вакцинации от COVID-19 сотрудников с обеспечением уровня иммунизации не менее 80% с учетом лиц, ранее вакцинированных, а также переболевших COVID-19 не более 6 месяцев назад, в срок до 09 ноября 2021 г. Обязательная вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19 (п. 3 Постановления).
АО «Завод корпусов» осуществляет, в том числе, деятельность по разработке и производству высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения. Соответственно, работодатель должен организовать прохождение работниками вакцинации от COVID-19 с учетом вышеуказанного процентного уровня иммунизации , а также Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок (постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825). В названном Перечне не поименованы работы, относящиеся к сфере деятельности АО «Завод корпусов".
В соответствии с частью 1 статьей 76 ТК РФ отстранение от должности возможно только в крайних случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ и иными федеральными законами. Вышеуказанное постановление Главного государственного санитарного врача по Нижегородской области не является безусловным основанием для издания работодателем приказа об отстранении от работы, поскольку выполняемая трудовая функция термиста, постоянно занятого на печах, не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Трудовым кодексом РФ установлено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, которое заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ). В исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, в том числе в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления, допускается временный перевод работников по инициативе работодателя на дистанционную работу на период наличия указанных обстоятельств (ст. 312.9 ТК РФ). Согласие работника на такой перевод не требуется.
Правительством РФ рекомендовано работодателям, исходя из складывающейся обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятия мер по реализации прав граждан на охрану здоровья осуществлять в приоритетном порядке перевод на дистанционную (удаленную) работу работников в возрасте 65 лет и старше (Постановление Правительства РФ от 02.03.2021 № 300).
Если специфика работы, выполняемой работником на стационарном рабочем месте, не позволяет осуществить его временный перевод на дистанционную работу по инициативе работодателя, время, в течение которого указанный работник не выполняет свою трудовую функцию, считается временем простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, с оплатой этого времени простоя в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 7 ст. 312.9 ТК РФ).
В случае отстранения от работы после вступления приказа в силу Вы вправе направить руководителю организации заявление о допуске к работе или письменно обратиться в профком с заявлением о защите своих интересов и принятии мер по отмене приказа об отстранении от работы и возмещении утраченного заработка (ст. 352, 370 ТК РФ).
Информируем Вас о неизменной позиции ФНПР по защите трудовых прав и интересов работников в условиях жестких ограничений в связи с новой коронавирусной инфекцией. В частности, проблемные аспекты принятия мер по пресечению распространения инфекции обсуждались на заседании Генерального Совета ФНПР 24.11.2021 (https://fnpr.ru/documents/dokumenty-federatsii/doklad-predsedatelya-fnpr-mikhaila-shmakova-po-vopros...).
Правовой департамент Аппарата ФНПР
-
Категория вопроса