• Все округа
  • ДФО
  • ПФО
  • СФО
  • СЗФО
  • СКФО
  • УФО
  • ЦФО
  • ЮФО
  • Запорожская область
  • Херсонская область
  • Республика Адыгея (Адыгея)
  • Республика Алтай
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Республика Калмыкия
  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Северная Осетия – Алания
  • Республика Татарстан (Татарстан)
  • Республика Тыва
  • Удмуртская Республика
  • Республика Хакасия
  • Чеченская Республика
  • Чувашская Республика – Чувашия
  • Алтайский край
  • Забайкальский край
  • Камчатский край
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Ставропольский край
  • Хабаровский край
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Донецкая Народная Республика
  • Ивановская область
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Курганская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Липецкая область
  • Луганская Народная Республика
  • Магаданская область
  • Московская область
  • Мурманская область
  • Нижегородская область
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пензенская область
  • Псковская область
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Челябинская область
  • Ярославская область
  • Город Москва
  • Город Санкт-Петербург
  • Город Севастополь
  • Еврейская автономная область
  • Ненецкий автономный округ
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
Другие сайты ФНПР
Все проекты ФНПР
1
Укажите, в какой отрасли вы работаете
2
Ваш профсоюз
Выбрать

title

Оценка развития социально-трудовой сферы в Российской Федерации за 9 месяцев 2023 года

03 ноября 2023
Новости ФНПР
2131

(По материалам аналитического бюллетеня 
Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов 
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов)

Анализ социально-трудовых конфликтов и изучение их характеристик, которые легли в основу оценки состояния социально-трудовой сферы, проводился в ретроспективе пятилетнего периода с 2019 по 2023 г.г., в котором выделены три этапа: первый - 2019 год («допандемический период»), в котором социально-трудовая обстановка формировалась на «понижающем» тренде, когда с 2016 года сложилась тенденция к снижению количества регистрируемых СТК и зафиксирована стабилизация социально-трудовой сферы; второй – начало и активная фаза пандемии COVID-19 в РФ (апрель 2020 года – февраль 2022 года) – характеризовался введением и снятием ограничительных мер, режимов самоизоляции, остановкой производств, переводом работников на удаленный (дистанционный) режимы работы и др.; третий – (февраль 2022 года – н.в.) – этап формирования социально-трудовой обстановки и перестройки экономики в новых реалиях после начала СВО ВС РФ на Украине, введения незаконных санкций со стороны стран «коллективного Запада».

По истечении трех кварталов 2023 года по данным мониторинга и анализа сообщений (событий) о конфликтах в социально-трудовой сфере Центр «Трудовые конфликты» зарегистрировал 101 социально-трудовой конфликт (далее СТК) (+2%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Динамика, основные показатели и характеристики, особенности формирования социально-трудовой обстановки сопоставимы с результатами прошлого года. Наибольшее количество СТК зарегистрировано и развивалось в Центральном федеральном округе – 27 (26% от общего количества). В аналогичном периоде прошлого года «лидером» по количеству СТК был ПФО – 25 (26%). Как и в прошлые годы СТК зарегистрированы во всех федеральных округах без исключения.  При сопоставимом значении количества СТК в 2022 и 2023 г.г., число событий в рамках трудовых конфликтов также существенно не изменилось. В ходе конфликтов были отмечены как коллективные публичные и непубличные действия работников, так и ответные действия работодателей, а также вовлеченность и участие ОГВ и надзорных ведомств, которые наблюдались в последние годы.

В исследуемом периоде не происходило конфликтов из-за проблем, связанных с уходом иностранных компаний с российской рынка, введением против российского государства и отечественных предприятий незаконных ограничений и СВО ВС РФ на Украине, хотя некоторое влияние на состояние рынка труда указанные события и процессы имели. Региональными центрами занятости и профсоюзами РФ не фиксировалось увеличение числа обращений граждан в связи с потерей работы (сокращениями, закрытиями предприятий) по этим мотивам.

СТК зафиксированы в 15 отраслях экономики (2019 год – 14 отраслей, 2020 год – 15 отраслей, 2021 – 14 отраслей, 2022 – 13 отраслей), что сопоставимо с показателями и распределением в аналогичных периодах прошлых лет. В отраслевом разрезе производственной и непроизводственной сфер экономической деятельности наиболее конфликтными в текущем году стали: Здравоохранение (34 СТК, 34% от общего количества), Деятельность сухопутного транспорта (15 СТК, 15%), Обрабатывающие производства (11 СТК, 11%). В аналогичном периоде прошлого года Обрабатывающие производства занимали «лидирующую позицию» (26 СТК, 27% от общего количества), Здравоохранение находилось на «втором месте» (21 СТК, 21%)). Значительных трудностей для российской экономики в новых внешних и внутренних условиях в стратегических и системообразующих отраслях не отмечалось, роста количества СТК в них в 2023 г.г. не произошло. Низкий конфликтный потенциал сохранялся в таких важных отраслях экономики, как Металлургическое производство, Добывающая промышленность, Производство машин и оборудования, Производство металлических изделий, Машиностроение, Сельское хозяйство, Электроэнергетика и др. В пятилетнем цикле наблюдений распределение СТК по отраслям экономики, в которых фиксировалось наибольшее количество противостояний, характеризовалось следующими особенностями:

- Отрасли Здравоохранение, Деятельность сухопутного транспорта и Обрабатывающие производства – наиболее конфликтные сектора экономики;

- за последние два года количество СТК в Обрабатывающих производствах снизилось более чем в два раза;

- низкий уровень конфликтного потенциала сохраняется в Добывающей промышленности, АПК и в сфере ЖКХ, которые еще пять лет назад были крайне нестабильными с высокой долей СТК;

- высокий конфликтный потенциал устойчиво сохраняется, как на частных, так и на муниципальных предприятиях пассажирских перевозок, а отрасль Деятельность сухопутного транспорта занимает «третье место» по количеству СТК на протяжении пятилетнего периода (регулярно более 10% от общего количества СТК).

Главные причины возникновения СТК в текущем году: низкий уровень оплаты труда работников (28% от общего количества СТК), невыплата заработной платы (22%), нарушение условий труда (19%), сокращение работников (18%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года продолжается снижение показателей по основным группам причин СТК, кроме «оплата труда работников», в которой отмечено увеличение, что дало прирост конфликтного потенциала (низкий уровень оплаты труда» (+20%), невыплаты надбавок доплат (компенсаций) (+3%)). Преобладающие источники причин СТК и риски для роста напряженности проявили себя в наиболее конфликтной отрасли наблюдаемого периода - Здравоохранении, где медицинские работники первичного звена, водители и фельдшеры отделений и станций СМП протестовали и требовали повышения заработной платы на фоне высокой трудовой нагрузки и тяжелых условиях труда, при острой нехватке персонала, особенно после отмены стимулирующих надбавок за работу в условиях COVID-19, что привело к снижению размеров заработной платы; а также сокращениями персонала медучреждений в отдельных субъектах РФ в связи с возобновленными региональными реформами по оптимизации учреждений системы здравоохранения, которые были приостановлены в пандемию коронавируса.

Данные исследований показывают, что увеличение доли СТК по интересам (с 49% до 69% за два года) характерно для периодов экономической нестабильности (для настоящего времени – в ответ на проведение СВО ВС РФ на Украине, «коллективный запад» ввел экономические и гуманитарные санкции против России, что создало трудности и риски для экономики), что повлекло рост продолжительности противостояний, вовлеченности работников в защиту трудовых прав, возросла активность профсоюзов. В совокупности эти изменения определяют параметры общей картины социально-трудовой обстановки и уровень напряженности социально-трудовых отношений. На этом фоне угрозу представляют проблемы экономического характера - не индексируются зарплаты, возникают угрозы их задержек и невыплат, ухудшаются условия труда, возможны приостановки производств и сокращения персонала, что становится главными драйверами возникновения СТК по интересам, в которых возможности вмешательства ОГВ и надзорных ведомств для урегулирования крайне ограничены. Так, в текущем году рост числа СТК по интересам увеличил среднюю продолжительность противостояний в ходе СТК до 43 дней (2022 – 31 день).

В текущем году главные риски для роста напряженности и конфликтного потенциала в социально-трудовой сфере сохранялись в медучреждениях отрасли Здравоохранения, большинство из которых относится к крупным учреждениям. После принятия Постановления Правительства РФ №2568-2022 г. медработники первичного звена начали получать новые надбавки, но соцвыплаты предназначены только для специалистов центральных районных, районных и участковых больниц, и не выплачиваются в тех учреждениях, которые не вошли в Перечень Правительства (областные, городские, межрайонные и другие больницы), что послужило источником для возникновения новых СТК (наиболее низкий уровень оплаты труда, при высокой нагрузке, отмечается у фельдшеров и водителей региональных ССМП). В связи с многочисленными обращениями профсоюзов и работников медорганизаций об осуществлении специальных социальных выплат Минздрав дал разъяснения, что вызвало широкую дискуссию в медицинском сообществе, но не снизило социальную напряженность.

В развитии 56 СТК (56% от общего числа СТК) работники и профсоюзы, с целью защиты трудовых прав и достижения выдвинутых к работодателям требований, применяли активные формы протеста и общественно-наблюдаемые действия, или угрожали начать протестные действия. Количество как активных протестных действий, так и угроз по их проведению в ходе СТК за последние два года снизилось на -20%, при этом применение непубличной формы протеста – коллективного обращения работников (профсоюзов) в ОГВ и надзорные ведомства по принятию мер к защите трудовых прав - выросло на +63%. Для достижения выдвигаемых требований, прежде всего по росту заработных плат и улучшению условий труда, применяются и совершенствуются новые форматы коллективных действий (мотивационные и организационные действия в социальных сетях, коллективные видеообращения, флэш-мобы, интернет-акции, собрания трудовых коллективов, обращения в СМИ, использование ресурсов профсоюзов для заявлений и привлечения внимания властей и общественности и др.). Неорганизованные работники 19 раз объявляли состояние забастовки. Самое большое количество забастовок объявлялось в организациях отрасли ЖКХ (5), на предприятиях муниципального пассажирского транспорта (5), в Строительстве (3). В случаях объявления забастовок работники достигли выдвинутых требований, большая часть подобных СТК были связаны с невыплатами заработных плат. С начала текущего года по методике Росстата забастовок не зафиксировано. По данным мониторинга НМЦ «Трудовые конфликты» в 19 забастовках в ходе социально-трудовых конфликтов участвовали 1850 человек. Расчётные потери рабочего времени составили около 4916 человеко-дня. В отличие от прошлых лет в наблюдаемом периоде не зафиксировано ни одной голодовки работников в ходе СТК (в 2022 году - 3, в 2019 - 10). Установленная ранее в НМЦ «Трудовые конфликты» закономерность о снижении протестной активности работников, при увеличении доли СТК по интересам, подтверждается и в текущем году.

В исследуемом периоде социально-трудовая обстановка и конфликтный потенциал в этой сфере продолжали формироваться под влиянием внешних и внутренних факторов, создавших новые вызовы для функционирования экономики и развития трудовых отношений. В подтверждение этого отмечаем, что на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и на региональных заседаниях социальных партнёров регулярно рассматривались вопросы реализации национальных проектов в интересах защиты трудовых прав работников; выполнения «майских указов» Президента РФ от 2012 года в части повышения заработной платы сотрудников бюджетной сферы; развития национальной системы квалификаций, сохранения районных коэффициентов; создания новых рабочих мест и сохранения рабочих мест за гражданами, принимающими участие в СВО и др. Несмотря на уход из России ряда западноевропейских компаний и временную приостановку производств в отдельных отраслях, уровень безработицы не только не вырос, но и достиг нового исторического минимума – 3,0%. По данным межведомственной правительственной рабочей группы по реагированию на ситуацию, складывающуюся на рынке труда, численность зарегистрированных в центрах занятости безработных только в третьем квартале сократилась с 500 тыс. до 470 тыс. человек, при этом базы вакансий портала «Работа в России» составляют 1,85 млн. предложений для соискателей; по программам субсидирования найма трудоустроено 42 тыс. человек; в рамках реализации нацпроекта «Демография» 64 тыс. граждан прошли переобучение по востребованным профессиям. Новый вызов, с которым столкнулась российская экономика – дефицит квалифицированных рабочих кадров. Особенно остро стоит проблема дефицита рабочих и инженерно-технических работников в обрабатывающих отраслях, что несёт риски замедления восстановления экономики, ухудшения возможностей для формирования технологического суверенитета, снижения темпов производства промышленной продукции. В ходе расширенного заседания Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации», Президент РФ В.В.Путин отметил, что «… снижение безработицы носит системный, структурный характер, является результатом в том числе, конечно, и наших последовательных усилий по целому ряду направлений. Системной задачей в горизонте текущего десятилетия - перейти к экономике высоких заработных плат. Это важнейший ориентир для отечественных компаний и, безусловно, для всех уровней власти при выработке мер экономической и социальной политики». Участниками заседания было подчеркнуто, что главной проблемой для развития рынка труда в ближайшей перспективе станет прогнозируемое снижение количества работников на 7,2 млн., находящихся в наиболее дееспособном возрасте от 30 до 39 лет из-за демографического спада 90-х годов.

При сохранении внешних политических и внутренних экономических факторов, основываясь на структурном и содержательном анализе СТК, возможно сделать следующий краткосрочный прогноз:

- количество регистрируемых СТК сохранится на низком уровне, ниже показателей первого полугодия, что характерно для периодов в конце года;

- большая часть СТК по интересам будут характеризоваться коллективными протестными и не протестными действиями профсоюзов предприятий (учреждений) по защите трудовых прав работников и требованиями индексации заработных плат;

- источниками СТК по праву, которых сохранится минимальное количество, по-прежнему останутся проблемы невыплат и задержек заработной платы на предприятиях частных форм собственности, где трудятся неорганизованные работники, особенно в отраслях Деятельность сухопутного транспорта и Строительство, сферы обслуживания населения;

- при острой нехватке квалифицированных сотрудников рабочих специальностей, прежде всего в обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых, строительстве, а также логистике и транспортировке дисбалансы на рынке труда продолжат усиливаться. Принимаемые правительством меры поддержки и действующие программы по переподготовке специалистов лишь частично компенсируют растущие проблемы нехватки работников;

- работодатели продолжат принимать самостоятельные меры по решению проблемы дефицита кадров: индексировать зарплаты, проводить обучение персонала, расширять меры соцобеспечения, при этом Правительство РФ продолжит оказывать поддержку системообразующим предприятиям и субсидировать затраты на поддержку занятости и создание новых рабочих мест за счет увеличения госзаказов;

- публичные открытые акции протеста в рамках СТК возможны, но будут единичными (в наиболее конфликтной отрасли – Здравоохранении действуют законодательные ограничения на протестные действия);

- большая часть СТК может возникать в ЦФО и СФО, в отраслевом разрезе – в Здравоохранении и на Транспорте, показатели вовлеченности работников в противостояния с работодателями и длительность СТК сохранятся без изменений, но будут выше значений прошлого года.


Центр мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов


Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Председатель комиссии

Корчагин Александр Викторович

председатель Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства

Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся женщин

Деятельность комиссии направлена на участие профсоюзов в формировании социальной политики государства по реализации принципа равной оплаты за труд равной ценности, без какой-либо дискриминации, создание равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда и социального обеспечения, повышение уровня информированности членских организаций ФНПР по вопросам гендерного равенства.

Председатель комиссии

Кузьмичева Елена Ивановна

Председатель Союза «Федерация профсоюзов Республики Татарстан»

Телефон: +7 (843) 236-93-14

Секретарь комиссии

Фирфаров Владислав Андреевич

заместитель руководителя Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-89-60

Координационный комитет солидарных действий ФНПР

Деятельность комитета направлена на координацию и солидарную поддержку коллективных действий (забастовок, собраний, митингов, демонстраций, шествий и пр.) членских организаций ФНПР, оказание методической и правовой помощи при проведении коллективных действий, организацию и проведение коллективных переговоров, консультативных совещаний с участием представителей сторон социального партнерства на федеральном и региональном уровнях.

Председатель комиссии

Некрасов Сергей Геннадьевич

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-72

Организационное обеспечение деятельности комитета

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-84-18

Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения

Методический совет ФНПР реализует решения коллегиальных органов ФНПР в области развития профсоюзного образования и науки, осуществляет координацию работы по формированию единого образовательного пространства ФНПР, проводит научно-методический анализ актуальных проблем профсоюзного движения, изучает практики работы учебных и научных учреждений профсоюзов, членских организаций ФНПР, профсоюзных структур различного уровня и готовит рекомендации по совершенствованию их деятельности.


Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России, (далее – Молодежный совет ФНПР) создан для разработки предложений,  планов мероприятий  и реализации молодежной политики ФНПР, координации работы молодежных советов членских организаций ФНПР.

При активном участии членов Молодёжного совета разрабатываются и осуществляются комплексные социально-экономические программы по работе с молодежью, акции направленные на социально-экономическую защиту прав рабочей молодёжи.

Члены Молодежного совета ФНПР являются активными участниками акций проводимых под эгидой ФНПР.

Председатель Молодёжного совета ФНПР

Анисимова Анастасия Юрьевна

Заместитель руководителя Департамента организационной работы Аппарата ФНПР

Телефон: +7 (495) 930-70-36

Комиссия по информационной политике
Деятельность Комиссии по информационной политике направлена на развитие системы информационной работы в ФНПР и членских организациях ФНПР. На заседаниях комиссии проводят обсуждения текущей информационной политики Федерации Независимых Профсоюзов России, вырабатывают предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности специалистов, отвечающих за информационную работу в членских организациях ФНПР, заслушивают от них информацию по вопросам, относящимся к деятельности комиссии.

Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Секретарь комиссии

Попов Виталий Андреевич

Редактор-консультант Департамента по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения Аппарата ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-77-02

Отправьте обращение в ФНПР
или получите юридическую консультацию
Фамилия
Имя
Отчество
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Телефон
Вы должны являться абонентом (владельцем) указанного номера
Текст обращения (вопрос не должен превышать 2000 знаков)
В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения в установленные сроки необходимо в тексте обращения указать место работы и принадлежность к профсоюзу.
Добавить файл
Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы: docx, doc, xls, xlsx, rtf, txt, pdf, jpeg, jpg, tiff, tif.
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Заявка на санаторно-курорное обслуживание
Фамилия, имя и отчество
Укажите, если хотите чтобы консультант обратился персонально
Телефон
Вы должны являться абонентом указанного номера
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Название вашего профсоюза
Начните ввод и выберите свой профсоюз из списка в подсказках
Субъект Российской Федерации
Начните ввод и выберите свой субъект из списка в подсказках
Ваше место работы
Укажите название компании или организации, в которой вы работаете
Параметры путевки


Дата заезда
Узажите точную дату заезда
Дата выезда
Узажите точную дату выезда
Выберите регион
Выберите желаемый объект размещения
Начните ввод и выберите объект размешения
Количество взрослых
Выберите
Количество детей
Выберите
Ваш вопрос консультанту
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Ваше обращение отправлено успешно
Переезд!
Запущено бета-тестирование функционала нового Личного кабинета членской организации.
Старая версия кабинета еще будет доступна некоторое время.
Оценить новую версию Личного кабинета можно по ссылке:
lk.fnpr.ru