Вопрос №10224
При трудоустройстве с 01 февраля 2019 года во вновь созданную компанию, работодатель предоставил работникам 14 дней отпуска за работу во вредных условиях труда (14 дней отпуска прописаны в трудовых договорах, а класс/подкласс вредности не установлен, так как еще не было СОУТ). После проведения СОУТ в 2019 году (СОУТ проведен впервые), работникам установлен класс/подкласс 3.3. В сентябре 2020 года работникам начали поступать уведомления об изменении определенных условий трудового договора в соответствии со ст.74 ТК РФ, в которых после проведения СОУТ предложили продолжить работу в новых условиях с таким же размером доплаты за вредные условия труда в 12 %, повышением оклада на 400 – 500 рублей, но с продолжительностью дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда в количестве 7 дней (оклады повысили тем, у кого было изначально 14 дней дополнительного отпуска при трудоустройстве, и тем, у кого было установлено 7 дней дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда).В случае несогласия на продолжение в этих условиях трудовые договоры с работниками будут прекращены на основании п.7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. После уведомлений, с работниками заключили дополнительные соглашения от 01 октября 2020 в соответствии со статьей 72 ТК РФ.В дополнительных соглашениях к Т/Д прописали продолжительность дополнительного отпуска за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (в соответствии со статьей 117 ТК РФ) продолжительностью 7 календарных дней. Получается, что работодатель снизил работникам продолжительность отпуска за вредные условия труда с 14 до 7 дней, а отдельно устанавливаемую денежную компенсацию не предоставил. Скажите, если работодатель снизил после СОУТ продолжительность отпуска за работу во вредных условиях труда с 14 до 7 дней, то он тогда обязан ежегодно предоставлять отдельную денежную компенсацию за отобранные 7 дней дополнительного отпуска?
Ответ
Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01.01.2014, в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст.ст. 92, 117, 147 ТК РФ). В частности, для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, устанавливается повышенная оплата труда, минимальный размер которой составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (минимальная продолжительность - 7 календарных дней).
Сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретном рабочем месте в результате проведения специальной оценки условий труда содержатся в карте специальной оценки условий труда, включаемой в отчет о проведении специальной оценки условий труда (п. 3 ч. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ).
Работодатель обязан ознакомить работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 5 ст. 15 закона № 426-ФЗ).
Часть 2 статьи 5 закона № 426-ФЗ устанавливает обязанность работника ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда, что подтверждается подписью работника в карте специальной оценки условий труда (Раздел III. Форма карты специальной оценки условий труда работников Отчета о проведении специальной оценки условий труда, приложение № 3 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н).
В силу части 6 статьи 14 закона № 426-ФЗ в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с Методикой снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (утв. приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н).
Таким образом, пересмотр предоставляемых гарантий компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в частности, сокращение продолжительности дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска с 14 до 7 календарных дней), возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Положения статьи 74 ТК РФ допускают возможность изменения условий трудового договора по инициативе работодателя, когда невозможно сохранить прежние условия по причине организационных и технологических изменений. О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца (ч. 2 ст. 74 ТК РФ). Внесение изменений в трудовые договоры работников в таком случае осуществляется с обязательным соблюдением требования о письменном предупреждении работников не менее чем за 2 месяца.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора возможно по соглашению сторон трудового договора путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ) без соблюдения условия о предупреждении работника за два месяца.
Положениями Трудового кодекса РФ замена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы денежной компенсацией не предусмотрена. Одновременно информируем, на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную его продолжительность (7 календарных дней) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами (ч. 4 ст. 117 ТК РФ, письмо Минтруда России от 18.06.2020 № 15-1/ООГ-1710).
Таким образом, если в результате внесения изменений в трудовой договор работнику предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней, то в данном случае денежная компенсация отдельно не устанавливается. Замена части ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска отдельно устанавливаемой денежной компенсацией возможна только в случае предоставления работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска свыше 7 календарных дней.
Следует отметить, что при установлении соответствующих видов и размеров компенсаций в коллективный и (или) трудовой договор применяются положения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, устанавливающего продолжительность дополнительного отпуска в зависимости от наименования профессий рабочих и должностей инженерно - технических работников и служащих.
Правовой департамент Аппарата ФНПР
-
Категория вопроса