• Все округа
  • ДФО
  • ПФО
  • СФО
  • СЗФО
  • СКФО
  • УФО
  • ЦФО
  • ЮФО
  • Запорожская область
  • Херсонская область
  • Республика Адыгея (Адыгея)
  • Республика Алтай
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Республика Калмыкия
  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Северная Осетия – Алания
  • Республика Татарстан (Татарстан)
  • Республика Тыва
  • Удмуртская Республика
  • Республика Хакасия
  • Чеченская Республика
  • Чувашская Республика – Чувашия
  • Алтайский край
  • Забайкальский край
  • Камчатский край
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Ставропольский край
  • Хабаровский край
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Донецкая Народная Республика
  • Ивановская область
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Курганская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Липецкая область
  • Луганская Народная Республика
  • Магаданская область
  • Московская область
  • Мурманская область
  • Нижегородская область
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пензенская область
  • Псковская область
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Челябинская область
  • Ярославская область
  • Город Москва
  • Город Санкт-Петербург
  • Город Севастополь
  • Еврейская автономная область
  • Ненецкий автономный округ
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
Другие сайты ФНПР
Все проекты ФНПР
1
Укажите, в какой отрасли вы работаете
2
Ваш профсоюз
Выбрать

title

Вопрос №14054

19 мая 2022
Елена
412

В автономной образовательной организации, реализующей программы высшего и дополнительного профессионального образования, в 2021 году впервые введена система эффективного контракта. По итогам года предусмотрена выплата вознаграждения в зависимости от количества баллов, набранных каждым преподавателем на основании отчетов о выполнении показателей. За счет субсидии на выполнение государственного задания выплачено единовременное вознаграждение в зависимости от набранных преподавателем баллов всем преподавателям, кроме директора института дополнительного профессионального образования (ДПО). Единовременное вознаграждение директору института ДПО размере, в разы меньшем, чем иным преподавателям, выплачено со ссылкой на реализацию программ ДПО, а не высшего образования и отсутствие средств, поскольку заработная плата выплачивается этому преподавателю за счет приносящей доход деятельности. 1. Имеет ли работодатель право не выплачивать указанные выплаты стимулирующего характера при условии выполнения преподавателем показателей эффективного контракта? 2. Имеет ли работодатель право произвольно изменять размер указанных выплат работникам, занимающим аналогичные должности, в зависимости от источника финансирования заработной платы (средства субсидии на выполнение государственного задания или средства от приносящей доход деятельности), или ставить их в зависимость от реализуемых образовательных программ (высшее или дополнительное профессиональное образование)?

Ответ

Согласно абзацам 2 и 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан: - соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудовых договоров; - выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Основными принципами регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений являются запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2, 3 ТК РФ). Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ). В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Как следует из статей 56 и 57 ТК РФ, заработная плата, в т.ч. стимулирующие выплаты, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам в целях повышения мотивации к качественному труду и поощрения за высокие результаты его труда с учетом разрабатываемых в учреждениях показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основе формализованных критериев определения достигаемых результатов работы для всех категорий работников организации, измеряемых качественными и количественными показателями. Внедрение систем «эффективного контракта» во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» направлено на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования. Основными задачами системы «эффективного контракта» являются создание прозрачных механизмов системы оплаты труда работников, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников. Согласно Рекомендациям по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденным приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н (далее – Рекомендации), в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результата труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также установлен размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Размер выплат, устанавливаемых в процентах, баллах и других единицах измерения, рекомендовано указывать с указанием условий, при достижении которых они осуществляются (п. 8, 12, 13 Рекомендаций). В соответствии с пунктом 12 Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование», утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.02.2021 № 71 (далее – Примерное положение), системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются с учетом отраслевого соглашения; мнения представительного органа работников; Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол № 11, далее – Единые рекомендации). Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения (представителем работодателя) и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения (п. 19 Единых рекомендаций). Образовательные организации высшего образования, имеющие в своей структуре подразделения, осуществляющие образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивают регулирование трудовых прав педагогических работников, руководителей структурных подразделений в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации для аналогичных категорий работников образовательных организаций соответствующих типов, в том числе предоставляют право руководителям структурных подразделений наряду с работой, определенной трудовым договором, замещать в той же образовательной организации высшего образования на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору должности педагогических работников по выполнению учебной (преподавательской) работы без занятия штатной должности в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством (п. 4.1.5 Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, утвержденного Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 09.04.202 (далее – Соглашение). Заключение «эффективного контракта» возможно только при условии добровольного согласия работника (п. 5.11.4 Соглашения). Согласно пункту 4.1.6 Соглашения работодатели при заключении дополнительных соглашений к трудовым договорам («эффективных контрактов») обязаны не допускать снижение уровня трудовых прав педагогических работников с учетом обеспечения гарантий в сфере оплаты труда, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в образовательных организациях высшего образования показателей и критериев обязательны для включения в трудовой договор (п. 4.1.3 Соглашения). Автономные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах имеющихся средств, в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности (далее – ПХД). Показатели ПХД по выплатам учреждения формируются на соответствующий финансовый год в соответствии с расчетами (обоснованиями) плановых показателей по выплатам, формируемых с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ). Начисление и выплата заработной платы или ее составляющих осуществляется в разрезе видов финансового обеспечения (средства субсидии на выполнение задания или средства, поступающие от приносящей доход деятельности) в пределах плановых назначений. Правила формирования выплат по каждой должности (должностной оклад, компенсационные и стимулирующий выплаты) определяются локальными актами учреждения. Сведения об источниках финансового обеспечения сформированных выплат по каждой должности или группе должностей отражаются в ПХД в разделе «Расчеты (обоснования) выплат по персоналу» (раздел 1 Приложения № 2 к Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 28.07.2010 № 81н). Выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах средств фонда оплаты труда учреждений, который формируется исходя из размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности (пп. «е» п. 4, пп. «и» п. 7, п. 28 Единых рекомендаций). Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждением самостоятельно с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами в пределах доли в фонде оплаты труда, выделенной на выплаты стимулирующего характера (п. 40 Примерного положения). Финансирование выплат стимулирующего характера осуществляется за счет финансового обеспечения, под которым понимаются средства субсидий, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, средства, поступающие от приносящей доход деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования (п. 2, 32 Примерного положения). Таким образом, если системой оплаты труда, ПХД предусмотрены стимулирующие выплаты за выполнение установленных критериев, и работником достигнуты указанные показатели, соблюдены условия, при которых выплата предусмотрена, отказ в выплате стимулирующей выплаты на основании отсутствия средств неправомерен. При недостаточности средств на оплату труда директора института ДПО за счет средств от приносящей доходы деятельности выплата может быть осуществлена за счет иных средств. Так, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 18.10.2019 № 09-07-09/80181 «О направлении остатков средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на выплаты сотрудникам сверх фонда оплаты труда текущего года» остаток средств субсидии на выполнение государственного задания в случае достижения показателей объема указанного государственного задания может быть использован в очередном финансовом году, в том числе на оплату труда сотрудников учреждения, сверх фонда оплаты труда, определенного на соответствующий год в случае, если указанные выплаты предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения. В противном случае несбалансированная система стимулирования может повлечь прямо противоположный ожидаемому результат, когда работник не будет заинтересован в повышении результативности по тому или иному направлению. В то же время, если в дополнительном соглашении содержатся условия, связывающие выплату стимулирующей выплаты с результативностью выполнения директором института ДПО административно-управленческой функции, указан источник финансирования, и размер вознаграждения связан с достижением определенного финансового результата, размер стимулирующей выплаты может быть установлен в зависимости от данных обстоятельств. Для проверки правильности начисления директору института ДПО заработной платы рекомендуем обратиться в Мурманскую территориальную организацию Общероссийского профсоюза образования по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, 12. Тел. 8 (8152) 44-39-88; email: tradeunioned51@mail.ru. Правовой департамент Аппарата ФНПР

Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Председатель комиссии

Корчагин Александр Викторович

председатель Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства

Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся женщин

Деятельность комиссии направлена на участие профсоюзов в формировании социальной политики государства по реализации принципа равной оплаты за труд равной ценности, без какой-либо дискриминации, создание равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда и социального обеспечения, повышение уровня информированности членских организаций ФНПР по вопросам гендерного равенства.

Председатель комиссии

Кузьмичева Елена Ивановна

Председатель Союза «Федерация профсоюзов Республики Татарстан»

Телефон: +7 (843) 236-93-14

Секретарь комиссии

Фирфаров Владислав Андреевич

заместитель руководителя Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-89-60

Координационный комитет солидарных действий ФНПР

Деятельность комитета направлена на координацию и солидарную поддержку коллективных действий (забастовок, собраний, митингов, демонстраций, шествий и пр.) членских организаций ФНПР, оказание методической и правовой помощи при проведении коллективных действий, организацию и проведение коллективных переговоров, консультативных совещаний с участием представителей сторон социального партнерства на федеральном и региональном уровнях.

Председатель комиссии

Некрасов Сергей Геннадьевич

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-72

Организационное обеспечение деятельности комитета

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-84-18

Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения

Методический совет ФНПР реализует решения коллегиальных органов ФНПР в области развития профсоюзного образования и науки, осуществляет координацию работы по формированию единого образовательного пространства ФНПР, проводит научно-методический анализ актуальных проблем профсоюзного движения, изучает практики работы учебных и научных учреждений профсоюзов, членских организаций ФНПР, профсоюзных структур различного уровня и готовит рекомендации по совершенствованию их деятельности.


Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России, (далее – Молодежный совет ФНПР) создан для разработки предложений,  планов мероприятий  и реализации молодежной политики ФНПР, координации работы молодежных советов членских организаций ФНПР.

При активном участии членов Молодёжного совета разрабатываются и осуществляются комплексные социально-экономические программы по работе с молодежью, акции направленные на социально-экономическую защиту прав рабочей молодёжи.

Члены Молодежного совета ФНПР являются активными участниками акций проводимых под эгидой ФНПР.

Председатель Молодёжного совета ФНПР

Анисимова Анастасия Юрьевна

Заместитель руководителя Департамента организационной работы Аппарата ФНПР

Телефон: +7 (495) 930-70-36

Комиссия по информационной политике
Деятельность Комиссии по информационной политике направлена на развитие системы информационной работы в ФНПР и членских организациях ФНПР. На заседаниях комиссии проводят обсуждения текущей информационной политики Федерации Независимых Профсоюзов России, вырабатывают предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности специалистов, отвечающих за информационную работу в членских организациях ФНПР, заслушивают от них информацию по вопросам, относящимся к деятельности комиссии.

Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Секретарь комиссии

Попов Виталий Андреевич

Редактор-консультант Департамента по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения Аппарата ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-77-02

Отправьте обращение в ФНПР
или получите юридическую консультацию
Фамилия
Имя
Отчество
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Телефон
Вы должны являться абонентом (владельцем) указанного номера
Текст обращения (вопрос не должен превышать 2000 знаков)
В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения в установленные сроки необходимо в тексте обращения указать место работы и принадлежность к профсоюзу.
Добавить файл
Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы: docx, doc, xls, xlsx, rtf, txt, pdf, jpeg, jpg, tiff, tif.
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Заявка на санаторно-курорное обслуживание
Фамилия, имя и отчество
Укажите, если хотите чтобы консультант обратился персонально
Телефон
Вы должны являться абонентом указанного номера
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Название вашего профсоюза
Начните ввод и выберите свой профсоюз из списка в подсказках
Субъект Российской Федерации
Начните ввод и выберите свой субъект из списка в подсказках
Ваше место работы
Укажите название компании или организации, в которой вы работаете
Параметры путевки


Дата заезда
Узажите точную дату заезда
Дата выезда
Узажите точную дату выезда
Выберите регион
Выберите желаемый объект размещения
Начните ввод и выберите объект размешения
Количество взрослых
Выберите
Количество детей
Выберите
Ваш вопрос консультанту
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Ваше обращение отправлено успешно
Переезд!
Запущено бета-тестирование функционала нового Личного кабинета членской организации.
Старая версия кабинета еще будет доступна некоторое время.
Оценить новую версию Личного кабинета можно по ссылке:
lk.fnpr.ru