Согласно абзацам 2 и 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатель обязан: - соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудовых договоров; - выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Основными принципами регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений являются запрет дискриминации в сфере труда, равенство прав и возможностей работников, право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 2, 3 ТК РФ). Во исполнение данных принципов на работодателя возложена обязанность обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22 ТК РФ). В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Как следует из статей 56 и 57 ТК РФ, заработная плата, в т.ч. стимулирующие выплаты, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам в целях повышения мотивации к качественному труду и поощрения за высокие результаты его труда с учетом разрабатываемых в учреждениях показателей и критериев оценки эффективности труда работников этих учреждений. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основе формализованных критериев определения достигаемых результатов работы для всех категорий работников организации, измеряемых качественными и количественными показателями. Внедрение систем «эффективного контракта» во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» направлено на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования. Основными задачами системы «эффективного контракта» являются создание прозрачных механизмов системы оплаты труда работников, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников. Согласно Рекомендациям по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденным приказом Минтруда России от 26.04.2013 № 167н (далее – Рекомендации), в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результата труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также установлен размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Размер выплат, устанавливаемых в процентах, баллах и других единицах измерения, рекомендовано указывать с указанием условий, при достижении которых они осуществляются (п. 8, 12, 13 Рекомендаций). В соответствии с пунктом 12 Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование», утвержденного приказом Минобрнауки России от 01.02.2021 № 71 (далее – Примерное положение), системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются с учетом отраслевого соглашения; мнения представительного органа работников; Единых рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол № 11, далее – Единые рекомендации). Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения (представителем работодателя) и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения (п. 19 Единых рекомендаций). Образовательные организации высшего образования, имеющие в своей структуре подразделения, осуществляющие образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивают регулирование трудовых прав педагогических работников, руководителей структурных подразделений в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации для аналогичных категорий работников образовательных организаций соответствующих типов, в том числе предоставляют право руководителям структурных подразделений наряду с работой, определенной трудовым договором, замещать в той же образовательной организации высшего образования на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору должности педагогических работников по выполнению учебной (преподавательской) работы без занятия штатной должности в классах, группах, кружках, секциях, которая не считается совместительством (п. 4.1.5 Отраслевого соглашения по образовательным организациям высшего образования, находящимся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, на 2021 - 2023 годы, утвержденного Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 09.04.202 (далее – Соглашение). Заключение «эффективного контракта» возможно только при условии добровольного согласия работника (п. 5.11.4 Соглашения). Согласно пункту 4.1.6 Соглашения работодатели при заключении дополнительных соглашений к трудовым договорам («эффективных контрактов») обязаны не допускать снижение уровня трудовых прав педагогических работников с учетом обеспечения гарантий в сфере оплаты труда, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Размеры выплат стимулирующего характера либо условия для их установления со ссылкой на локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления выплат стимулирующего характера, если их размеры зависят от установленных в образовательных организациях высшего образования показателей и критериев обязательны для включения в трудовой договор (п. 4.1.3 Соглашения). Автономные учреждения формируют фонд оплаты труда в пределах имеющихся средств, в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности (далее – ПХД). Показатели ПХД по выплатам учреждения формируются на соответствующий финансовый год в соответствии с расчетами (обоснованиями) плановых показателей по выплатам, формируемых с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ). Начисление и выплата заработной платы или ее составляющих осуществляется в разрезе видов финансового обеспечения (средства субсидии на выполнение задания или средства, поступающие от приносящей доход деятельности) в пределах плановых назначений. Правила формирования выплат по каждой должности (должностной оклад, компенсационные и стимулирующий выплаты) определяются локальными актами учреждения. Сведения об источниках финансового обеспечения сформированных выплат по каждой должности или группе должностей отражаются в ПХД в разделе «Расчеты (обоснования) выплат по персоналу» (раздел 1 Приложения № 2 к Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 28.07.2010 № 81н). Выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах средств фонда оплаты труда учреждений, который формируется исходя из размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности (пп. «е» п. 4, пп. «и» п. 7, п. 28 Единых рекомендаций). Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждением самостоятельно с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами в пределах доли в фонде оплаты труда, выделенной на выплаты стимулирующего характера (п. 40 Примерного положения). Финансирование выплат стимулирующего характера осуществляется за счет финансового обеспечения, под которым понимаются средства субсидий, поступающих из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг, средства, поступающие от приносящей доход деятельности, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников финансирования (п. 2, 32 Примерного положения). Таким образом, если системой оплаты труда, ПХД предусмотрены стимулирующие выплаты за выполнение установленных критериев, и работником достигнуты указанные показатели, соблюдены условия, при которых выплата предусмотрена, отказ в выплате стимулирующей выплаты на основании отсутствия средств неправомерен. При недостаточности средств на оплату труда директора института ДПО за счет средств от приносящей доходы деятельности выплата может быть осуществлена за счет иных средств. Так, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 18.10.2019 № 09-07-09/80181 «О направлении остатков средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на выплаты сотрудникам сверх фонда оплаты труда текущего года» остаток средств субсидии на выполнение государственного задания в случае достижения показателей объема указанного государственного задания может быть использован в очередном финансовом году, в том числе на оплату труда сотрудников учреждения, сверх фонда оплаты труда, определенного на соответствующий год в случае, если указанные выплаты предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения. В противном случае несбалансированная система стимулирования может повлечь прямо противоположный ожидаемому результат, когда работник не будет заинтересован в повышении результативности по тому или иному направлению. В то же время, если в дополнительном соглашении содержатся условия, связывающие выплату стимулирующей выплаты с результативностью выполнения директором института ДПО административно-управленческой функции, указан источник финансирования, и размер вознаграждения связан с достижением определенного финансового результата, размер стимулирующей выплаты может быть установлен в зависимости от данных обстоятельств. Для проверки правильности начисления директору института ДПО заработной платы рекомендуем обратиться в Мурманскую территориальную организацию Общероссийского профсоюза образования по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, 12. Тел. 8 (8152) 44-39-88; email:
tradeunioned51@mail.ru. Правовой департамент Аппарата ФНПР