Ответ
Статьями 129, 132 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) также обусловлены вышеназванными критериями. По смыслу приведенных положений ТК РФ установление оплаты труда в размере МРОТ для лиц, имеющих высшую категорию наравне с лицами, имеющими более низкую квалификационную категорию неправомерно. Кроме того, установление оплаты труда (оклад, ставка) ниже МРОТ (без учета стимулирующих и компенсационных выплат) противоречит статье 130 ТК РФ с учетом взаимосвязанных положений статей 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 ТК РФ. Частью второй статьи 5 ТК РФ предусмотрено, что трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Согласно статье 40 ТК РФ коллективный договор это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, условия которого обязательны для выполнения представителем работодателя (руководителем и др.). При этом законодатель четко определил, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ, а в случае противоречий между кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс РФ (ч.3, 4 ст. 5 ТК РФ). Предметом регулирования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации" являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, а не трудовые отношения. В связи с этим представитель работодателя (директор) осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа образовательной организации на принципах единоначалия в части текущего руководства деятельностью образовательной организации. В части осуществления полномочий представителя работодателя при согласовании стимулирующих выплат работникам в силу положений статей 8, 40, 41, 43 ТК РФ он должен руководствоваться коллективным договором, а также отраслевым и региональным соглашениями, если эти правовые акты содержат соответствующее условие. Как показывает практика добиться изменения условий оплаты труда конкретному работнику возможно только в судебном порядке, поскольку процедура внесения изменений в нормативные правовые акты по оплате труда в регионах достаточно забюрократизированный процесс. Статья 23 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предоставляет право любой профсоюзной организации обратиться в суд с заявлением в защиту интересов конкретного работника - члена профсоюза, Поэтому первичная профсоюзная организация (независимо от наличия статуса юридического лица) может направить соответствующее заявление в суд. Помощь в подготовке такого заявления обязаны оказать в территориальной организации отраслевого профсоюза или в Союзе организаций профсоюзов Республики Карелия, в том числе в порядке электронного взаимодействия (
mail@prof.karelia.ru). Для использования в работе направляем на электронный адрес судебные решения. Правовой департамент Аппарата ФНПР