В РТК обсудили прогноз социально-экономического развития России на 2025-2027 годы и проект федерального бюджета
27 сентября очередное заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений проходило в Доме Правительства РФ под председательством Координатора РТК, вице-премьера Татьяны Голиковой. Профсоюзную сторону комиссии представляла заместитель её Координатора, заместитель Председателя ФНПР Нина Кузьмина.
В числе обстоятельно рассмотренных на заседании были вопросы об основных, в том числе социальных, параметрах прогноза социально-экономического развития РФ на 2025 год и на плановый период 2026-2027 годов, о федеральном бюджете на эти годы и о минимальном размере оплаты труда.
В соответствии с прогнозом сохранится тенденция роста экономики страны, инвестиций, реальных доходов населения, в том числе заработной платы. Основным источником экономического роста будет потребительский спрос. Прогнозируется рост реальной заработной платы, предпринимательских доходов, социальных выплат. Основными драйверами экономического роста будут являться обрабатывающая промышленность и сектора экономики, работающие на удовлетворение внутреннего спроса.
Профсоюзная сторона в основном согласилась с проектом прогноза социально-экономического развития, предложив отразить позицию профстороны о негативной роли высокой ключевой ставки на инфляцию и объем инвестиций в экономике. Данные предложения профстороны были поддержаны работодателями.
Основным приоритетом федерального бюджета на 2025-2027 годы будет финансовое обеспечение национальных проектов и достижение национальных целей развития, определенных Указом Президента РФ. В проекте бюджета предусматривается индексация фондов оплаты труда работников бюджетной сферы, выделение межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации, в том числе на цели повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений, а также заложенная индексация социальных пособий на уровень фактической инфляции.
Профсоюзной стороной было указано на необходимость выделения средств в бюджете на безусловное исполнение Трудового кодекса РФ и решений Конституционного Суда РФ в части установления минимальной тарифной ставки (оклада) не ниже минимального размера оплаты труда.
Проектом федерального закона о минимальном размере оплаты труда предусматривается установление МРОТ с 1 января 2025 года в сумме 22 440 рублей в месяц, что составляет 48% от величины медианной заработной платы за 2023 год (46751 рубль в месяц). Рост МРОТ составит 16,6%, что на 11,5 п.п. превышает прогнозируемый Минэкономразвития России рост индекса потребительских цен за 2024 год (5,1%).
При обсуждении проекта профсторона отметила, что в законодательстве должна быть «защитная норма», обеспечивающая ежегодное повышение покупательной способности МРОТ.
На заседании РТК также были рассмотрены проекты бюджетов Фондов пенсионного и социального страхования РФ на 2024-2026 годы и обязательного медицинского страхования на эти годы.
С учетом качественной подготовки в рабочих группах комиссии без обсуждения был согласован ряд проектов законодательных актов, предусматривающих в том числе:
- дополнение Трудового кодекса РФ новой статьей 351.8 «Некоторые особенности регулирования труда работников, занятых на тушении лесных пожаров».
Закрепляется полномочие Минприроды России по согласованию с Минтрудом России и с учетом мнения РТК устанавливать продолжительность и предельное количество часов сверхурочной работы, а также перечень должностей и профессий для работников, занятых на тушении лесных пожаров;
- утверждение Положения об организации органами службы занятости прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными гражданами и иными категориями граждан. Этим документом обеспечиваются единые подходы при организации обучения на федеральном и региональном уровнях, соответствие образовательных программ потребностям рынка труда:
1) обучение граждан по направлению органов службы занятости по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
2) орган службы занятости выдаст гражданину направление на обучение, основываясь на результатах профориентации;
3) обучение будет осуществляться в соответствии с перечнем востребованных на рынке труда профессий, утверждаемым органом власти субъекта РФ;
4) органы службы занятости будут осуществлять сбор и анализ информации о трудоустройстве граждан, завершивших обучение, для выявления востребованности профессий, оценки эффективности деятельности образовательных организаций;
- утверждение Порядка регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Порядка регистрации безработных граждан и Правил определения органом службы занятости подходящей работы. Данный нормативный акт подготовлен в связи с принятием нового закона о занятости населения. Важно, что в нем учтено предложение профсоюзной стороны РТК о том, что подходящей для граждан должна считаться работа с зарплатой на уровне среднего заработка по предыдущему месту работы, но в любом случае не ниже прожиточного минимума (тогда как изначально средний заработок по предыдущему месту работы не учитывался, если предлагаемая зарплата превышала прожиточный минимум);
- на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей оказание услуг по трудоустройству граждан РФ за пределами страны может осуществляться без получения лицензии (раньше эта норма ограничивалась на указанных территориях периодом до 1 сентября 2026 года);
- снятие ограничений применения налоговых льгот на территории Курильских островов (для их инвестиционной привлекательности). При этом право уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам предоставляется организациям, зарегистрированным на Курильских островах после 1 января 2022 года.
Члены комиссии утвердили ряд изменений и дополнений в Регламент РТК.
В заключительной части заседания, в «разном», профсоюзная сторона предложила обсудить вопрос о досрочном назначении страховой пенсии по старости. По состоянию на сегодня право на досрочное назначение страховой пенсии по старости установлено только для спасателей МЧС России и Государственной противопожарной службы МЧС России. Работники противопожарной службы субъектов Российской Федерации аналогичных прав лишены. В то время как задачи и ответственность тех и других служб равноценны. Профсоюзы считают необходимым установление равных прав социальной защиты всем оперативным работникам государственной противопожарной службы вне зависимости от уровня их подчинения.