В ФНПР считают преждевременной популяризацию самозанятости и платформенной занятости среди молодёжи
В рамках подготовки доклада в Правительство РФ о предоставлении возможностей для профессионального развития молодежи Минтруд запросил мнение ФНПР по новым формам занятости.
Речь идет об использовании налогового режима «самозанятый» и платформенной занятости, уже получивших по данным Социального Фонда России широкое распространение среди молодёжи.
Согласно действующему законодательству, можно стать самозанятым с 14 лет, если молодой человек признан полностью дееспособным (получил разрешение от родителей или соответствующее решение от опеки). Самозанятость имеет огромное количество свойств, привлекающих молодежь – свободный график, работу на себя, широту творчества, доход «здесь и сейчас».
Однако, по мнению профсоюзов, на сегодня социально-экономические и трудовые права самозанятых слабо защищены.
В силу низкого уровня правовой грамотности и отсутствия жизненного опыта подростки находятся в группе риска по подмене «классического найма» самозанятостью со стороны недобросовестных работодателей.
Кроме этого, самозанятые платят налог на профессиональный доход, но не обязаны направлять взносы в СФР. В результате неуплаты страховых взносов для этой категории граждан не формируется страховая пенсия, не предусмотрена оплата больничных. Вопросы охраны труда также ложатся на самого самозанятого.
Необходимо широко информировать молодых людей о последствиях выбора самозанятости для уровня их социального обеспечения, а также возможностях самостоятельного перечисления взносов на обязательное пенсионное страхование, считают в ФНПР. Опыт самозанятых старшего возраста показывает, что отказ от формирования пенсии в государственной системе ОПС, отсутствие страховых взносов, неформирование трудового стажа и неначисления пенсионных баллов в будущем приводит к возможности остаться без страховой пенсии.
В связи с неурегулированностью в федеральном законодательстве вопроса платформенной занятости, социального страхования самозанятых и платформеннозанятых работников ФНПР оценивает эти категории работников как слабозащищёные и считает преждевременным со стороны государства активное вовлечение молодёжи в самозанятость и платформенную занятость.
ФНПР настаивает на скорейшем решении по созданию для платформеннозанятых и самозанятых работников подсистемы в системе обязательного социального и пенсионного страхования.
Также ФНПР напомнила о своей позиции при разработке проекта федерального закона «Об особенностях регулирования платформенной занятости»: включить в Трудовой кодекс Российской Федерации новую главу об особенностях регулирования труда платформенных занятых, поскольку в отношениях между операторами цифровых платформ и платформенными занятыми усматриваются признаки трудовых отношений.
Численность неформально занятых в России в третьем квартале 2024 года достигла 15,8 млн. человек, что приближается к данным 2016 года. Такая динамика неформальной занятости отражает часть текущих тенденций на российском рынке труда, в том числе рост количества занятых у индивидуальных предпринимателей в малом бизнесе и количества самозанятых, сообщили РБК в профильной научно-исследовательской организации Минтруда. Другой эксперт также связал это с ростом теневой занятости на фоне высокой инфляции.