Российская трехсторонняя комиссия подвела итоги конкурса Российская организация высокой социальной эффективности
Октябрьское заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений состоялось в последний день месяца в Доме Правительства Российской Федерации.
Впервые от имени профсоюзной стороны РТК выступал Сергей Черногаев – председатель ФНПР. Работодателей в президиуме представлял вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов, правительство – министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Вела мероприятие вице-премьер РФ Татьяна Голикова.
Повестка дня включала 10 пунктов.
Часть вопросов по взаимному согласию сторон была принята без обсуждения. Среди них – проект федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О ветеранах», распространяющий право на 35-дневный отпуск без сохранения заработной платы на те категории ветеранов боевых действий, которые ранее этого права были лишены.
С ветеранами боевых действий связано также поддержанное профсоюзами изменение в постановление Правительства РФ от 30 мая 2024 г. № 709. Данный документ предусматривает, что трудоустройство одного инвалида из числа ветеранов боевых действий приравнивается к двум рабочим местам для трудоустройства инвалидов.
Кроме того, профсторона РТК поддержала законопроект «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации». Он связан с обеспечением осужденных к принудительным работам одеждой, питанием, коммунально-бытовыми услугами, которое после внесения в УИК РФ изменений будет происходить за счет их собственных средств.
Не вызвал возражений профсоюзов и проект постановления Правительства РФ «Об установлении на 2026 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».
Подобный документ ежегодно готовится на основе предложений регионов, в свою очередь рассмотренных на региональных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений. В документе на 2026 год есть изменения.
Во-первых, появилась новая доля – 50 % в деятельности по предоставлению продуктов питания и напитков.
Во-вторых, снижена доля в целом ряде видов экономической деятельности: выращивание овощей; лесоводство и лесозаготовки; обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели; производство изделий из соломки и материалов для плетения; торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами; торговля оптовая пиломатериалами – с 50 до 40%. В строительстве доля иностранных работников с 2026 года не может превышать 50 % (сейчас – 80 %). А в торговле розничной алкогольными напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах иностранных граждан вовсе быть не должно (сегодня действует допустимая доля в 15 %).
Третье важное изменение касается увеличения количества регионов, где будет действовать отличная от общероссийской допустимая доля иностранных работников. В 2025 году таковых 9, а в 2026-м станет 28.
Профсоюзная сторона РТК одобрила проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в приложение № 25 к государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения», но сопроводив его соответствующим комментарием. Одной из задач постановления является привлечение кадров, в том числе молодых, на Крайний Север. Кроме прочего, для этого предполагается увеличить размер финансовой поддержки работодателей, привлекающих работников в регионы Арктической зоны, с 225 тысяч рублей до 1 млн. рублей за 1 работника. Однако при этом, подчеркнул координатор профсоюзной стороны РТК Сергей Черногаев, меры поддержки для молодежи, которые уже проживают на Севере, в полной мере не реализованы: не на всех северных предприятиях имеется надбавка к заработной плате с первого дня работы, установить которую поручил Президент России.
На заседании РТК был рассмотрен вопрос об изменениях, которые предполагается внести в постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298. Речь идёт о временной занятости работников, находящихся в режиме неполного рабочего дня, либо неполной рабочей недели, простоя, а также проведения мероприятий по увольнению (прежде всего в сфере автомобилестроения). Более 31 тысячи рабочих в течение 3 месяцев будут заняты на временных работах, а заработная плата будет субсидироваться из федерального бюджета (МРОТ + страховые взносы + районный коэффициент, где он есть, ежемесячно). Всего на организацию временной работы планируется потратить 2,35 млрд. рублей. Среди участников проекта такие заводы-гиганты, как АВТОВАЗ и КАМАЗ.
Однако, по мнению профстороны РТК, данная мера поддержки нужна не только автомобилестроителям. Есть и другие отрасли промышленности, находящиеся в столь же сложных условиях. Например, угледобывающая отрасль. Почему временные работы не организовываются для них?
Этот вопрос, заданный Сергеем Черногаевым, нашел отклик как у работодателей, так и у правительства. Антон Котяков, например, пояснил, что когда создавалось постановление, на пике трудностей находилось именно автомобилестроение. Теперь же, когда документ вступит в силу, можно будет оперативно реагировать на проблемы, возникающие в других отраслях.
Участники заседания РТК выслушали сообщение представителя Минтруда России Марины Масловой об итогах проведения Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».
Победители федерального этапа конкурса разделили 65 наград в 17-ти номинациях и одна организация получила Гран-при (ООО «Газпром добыча Ямбург»). В конкурсе участвовали 27 регионов. Больше всего победителей в Краснодарском крае, Самарской и Тамбовской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Воронежской области. Награждение победителей и призеров пройдет 3 декабря 2025 года на ВДНХ на Кадровом форуме.
В пункте «Разное» был рассмотрен один вопрос о проекте приказа Минтранса России «Об установлении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха специалистов авиационного персонала гражданской авиации, труд которых непосредственно связан с движением гражданских воздушных судов».

