Российская трехсторонняя комиссия обсудила вопросы организации летней оздоровительной кампании для детей и сценарные условия социально-экономического развития на предстоящий период

30 мая состоялось пятое в этом году заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Мероприятие проходило в Овальном зале Дома Правительства РФ под председательством вице-премьера Татьяны Голиковой. Сторону профсоюзов представлял Президент ФНПР Михаил Шмаков, сторону работодателей – Президент РСПП Александр Шохин, а сторону Правительства России – Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.
Повестка дня состояла из девяти пунктов, включая «Разное». Часть вопросов по взаимному согласию сторон была принята без обсуждения, зато оставшиеся – рассмотрены подробно.
Первый такой вопрос касался подготовки к проведению детской летней оздоровительной кампании в 2025 году.
В этом году на нее планируется потратить более 84 миллиардов рублей. Почти 6 млн. детей отдохнут в детских оздоровительных организациях.
Средняя стоимость путевки – порядка 49 тысяч рублей за 21 день отдыха. Это почти на 5 тысяч дороже, чем было в 2024 году. По словам главного докладчика, первого заместителя министра просвещения Александра Бугаева, причина кроется в значительном поднятии цен на путевки в Северо-Западном федеральном округе, что, конечно, сказалось на общероссийском показателе.
В летней оздоровительной кампании предполагается занять 690 тысяч работников. Готовы методические рекомендации по организации их труда, а также единая система подготовки вожатых. В прошлом году вышли требования к организации детского питания.
Большая часть летних лагерей организуется при школах, стационарных же лагерей только 2000. Среди них легендарный «Артек», которому исполняется 100 лет; «Орленок», отмечающий 65-летие; «Смена», также открывающая юбилейный – сороковой – летний сезон. В связи с этим Минпросвет объявил 2025-ый – годом детского отдыха.
Михаил Шмаков заметил на это, что хорошо бы каждый год проходил под таким девизом. И докладчик с ним согласился.
Второй рассмотренный РТК вопрос назывался «О сценарных условиях, основных социальных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов». Докладчиком выступил представитель Минэкономразвития, который отметил, что социальный прогноз необходим для внесения поправок в закон о федеральном бюджете.
После двух лет резкого взлета отечественная экономика постепенно сбавляет обороты: вступает в период плавного охлаждения. Рост ВВП в 2025 году составит 102,5% (2024 год - 104,3%); индекс промышленного производства 102,6% (2024 год - 104,6%); инвестиции в основной капитал 101,7% (2024 год - 107,4%).
Доклад вызвал вопросы и комментарии, как со стороны работодателей, так и со стороны профсоюзов.
Отметив «высокую степень неопределенности», в которой мы сейчас пребываем, Александр Шохин спросил, как удержать 2 процента роста ВВП, а Михаил Шмаков предложил переименовать представляющую социальный прогноз структуру в министерство экономического замедления.
Следующий «горячий вопрос» повестки РТК, также подготовленный Минэкономразвития – «О Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Выступающая подчеркнула, что единый план составлен для того, чтобы связать имеющийся у Правительства РФ набор инструментов с обозначенными Президентом РФ национальными целями. В нем нет ничего неизвестного: все обозначенные элементы обсуждены и приняты, но теперь их требуется соотнести друг с другом – каждой цели должна соответствовать определенная система мероприятий. План – живой: предполагается, что он будет меняться в зависимости от появления новых инструментов для реализации национальных целей.
Согласившись в основном с такой логикой, представители профсоюзов и представители работодателей все же отметили наличие ряда нестыковок между национальными проектами, которые отразились и в едином плане. И таких нестыковок могло быть меньше, если б проект Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года сначала был рассмотрен на заседании профильной рабочей группы РТК, и только потом прошел официальное утверждение.
В пункт «Разное» профсоюзы предложили два вопроса:
Первый – о законопроекте «О платформенной экономике в Российской Федерации». На предыдущем, апрельском, заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Минэкономразвития России обещало предоставить его в кратчайшие сроки для экспертизы рабочим группам РТК. Но закончился май, а проект всё еще не поступил.
Второй вопрос – о совершенствовании механизма присоединения к отраслевым соглашениям. Профсоюзная сторона РТК выполнила свои обязательства – направила в Минтруд предложения об изменениях в статью 48 Трудового кодекса РФ в части совершенствования механизма присоединения к отраслевым соглашениям, заключенным на федеральном уровне социального партнерства, и теперь ждет консультаций с социальными партнерами.
Однако выяснилось, что от стороны работодателей не представлены предложения. В связи с этим профсоюзная сторона РТК предложила стороне работодателей в кратчайший срок представить свои предложения, а Минтруду России организовать консультации социальными партнерами в июне текущего года.