Прогноз соцэкономразвития страны, представленный на РТК, исходит из консервации низких доходов населения и стагнации экономического развития, считает ФНПР
Восемнадцать вопросов рассматривались 24 сентября на очередном онлайн-заседании РТК, необычную сложность которого подчеркнула во вступительном слове координатор Комиссии, вице-премьер Татьяна Голикова: в повестке значились прогноз социально-экономического развития страны на плановый период – взгляд правительства и бизнеса на наше общее трехлетнее будущее; проекты бюджетов на 2022-2024 годы: Федерального, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Вице-премьер охарактеризовала эти важнейшие для жизни страны документы как «социально направленные», предусматривающие многомиллиардное выделение средств в течение указанного периода на поддержку многих нуждающихся, в том числе семей с детьми, безработных, пенсионеров, самозанятых и других категорий населения. К примеру, предусматривается более 950 млрд рублей на выплаты пособий на детей в возрасте от 3 до 7 лет и 260 млрд рублей на пособия родителям-одиночкам с детьми от 8 до 17 лет; более 900 тысяч классных руководителей получат выплаты в 5 тысяч рублей; при рождении первого ребенка родители в 2024 году получат около 550 тысяч рублей в качестве материнского капитала.
«Громадье наших планов всегда впечатляет и их следует только поддержать, – ответил Председатель ФНПР Михаил Шмаков. – Вместе с тем, мы в рамках Российской трехсторонней комиссии должны останавливаться, прежде всего, на вопросах трудовых: о заработной плате и росте доходов работающих граждан… На фоне общих успехов при подготовке бюджета есть конкретные замечания о том, что нам надо еще улучшать».
Существенные возражения профсоюзной стороны вызвал прогноз социально-экономического развития, который, как было отмечено, «положен в основу разработки проекта федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов, исходит из позиции консервации доходов населения и стагнации экономического развития страны». Михаил Шмаков при обсуждении бюджета страны и внебюджетных фондов особо подчеркивал, что индексация пенсий работающих пенсионеров уже в который раз не предусматривается:
«Кроме этого, стало известно, что правительство отклонило это неоднократное предложение профсоюзов. Такая половинчатая позиция приводит к социальной напряженности и потере доверия к государственным институтам. После отмены индексации с 1 января 2016 года число работающих пенсионеров снизилось с 15,3 млн до 9,6 млн человек, причем большая часть из них ушла в сферу теневой занятости…
А в целом по пенсионным проблемам нам необходимо серьезно обсудить, выполнены ли у нас пенсионные обязательства, принятые в 2012 году… У нас периодически принимаются отдельные решения по пенсионным вопросам, идущие вразрез с этой концепцией и вызывающие напряженность в обществе. Получается – был факт повышения пенсионного возраста, но при этом никаких реформ не произошло. Очевидно, что вопрос назрел!», - прокомментировал ситуацию глава ФНПР.
Координатор стороны работодателей, президент РСПП Александр Шохин поддержал «пенсионную» позицию профсоюзов, заметив, что негативное для работающих пенсионеров решение правительства принималось без участия социальных партнеров. В то же время, по его мнению, «данный вопрос с повестки не снимается».
Напомним, что правительство уже трижды выдавало отрицательные заключения на законопроекты по теме возврата индексации пенсии работающим пенсионерам.
В ходе обсуждения прогноза и бюджетных вопросов со стороны профсоюзов прозвучала озабоченность отставанием роста реально располагаемых доходов от роста индекса потребительских цен при отрицательной динамике спроса на внутреннем рынке, нестабильном рынке труда и сокращении рабочих мест. Обращено внимание на значительное отставание России от мировых «стандартов» в части доли фонда оплаты труда, которая у нас вдвое меньше среднемирового показателя (23,8% против примерно 50%) и сейчас имеет тенденцию к сокращению.
Член Комиссии - председатель Росуглепрофа Иван Мохначук выступил активным участником дискуссии по главным вопросам дня. Его острые вопросы докладчикам и убедительные аргументы в защиту трудовых и социальных прав работников усиливали конструктивную позицию профсоюзов.
В итоге – по проекту федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов профсоюзная сторона обратила внимание правительства «на необходимость привлекать профсоюзную сторону к консультациям по проекту федерального бюджета на более ранних этапах его подготовки».
Кроме этого, при рассмотрении законопроекта о допустимой доле привлечения иностранных работников в 2022 году, профсоюзы внесли дополнение к проекту – «предложить МВД России представить информацию о численности иностранных граждан в разрезе стран их исхода и видов экономической деятельности, в которых они осуществляют трудовую деятельность».
По остальным вопросам повестки заседания РТК социальные партнеры согласились с выводами экспертов рабочих групп РТК (их пять – по различным социально-трудовым направлениям).
При этом следует обратить внимание на то, что при обсуждении порядка регистрации безработных граждан профсоюзная сторона выступила с предложениями по дальнейшему совершенствованию законодательства по занятости, а именно:
- установить право граждан на регистрацию в органах службы занятости в качестве безработных и на получение пособия по безработице независимо от их места пребывания;
- исключить нормы по прекращению и приостановке выплаты пособия по безработице гражданам, имеющим уважительные причины неявки в центры занятости населения (временная нетрудоспособность и иные события, длительность которых может превышать один месяц), в целях непрерывного получения ими пособия по безработице;
- предусмотреть, при согласии гражданина, возможность поиска и предложения подходящей работы по всей территории Российской Федерации, а не только в том субъекте Российской Федерации, в центр занятости населения которого подано заявление.
- исключить необходимость личного посещения гражданином центра занятости населения в целях получения государственной услуги по поиску подходящей работы в случае подачи заявления не по месту его жительства (по месту пребывания);
- установить, что подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы (службы), без ограничения его величиной прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, или иными величинами;
- установить право гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, выбора более двух вариантов подходящей работы.
В заключении заседания Михаил Шмаков внес три предложения, касающиеся дальнейшей работы РТК: о плане реализации Генсоглашения на первое полугодие 2021 года; о практическом применении положения обновленной Конституции Российской Федерации о социальном партнерстве, необходимости внесения соответствующих нормативных поправок, в частности, в положения о министерствах РФ; о 30-летии Российской трехсторонней комиссии.
Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения