Итоги коллективно-договорной кампании 2020 года и задачи на предстоящий период
Об итогах коллективно-договорной кампании 2020 года и задачах на предстоящий период на заседании Исполкома ФНПР 22 июня рассказал Олег Соколов, Секретарь ФНПР - руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР.
В прошлом году кампания проходила в условиях распространения коронавирусной инфекции, что наложило отпечаток на переговоры на всех уровнях.
В таких условиях прошли переговоры по заключению Генерального соглашения. По словам Олега Соколова, в документе нашли отражение три принципиальных подхода ФНПР по вопросам:
- внесения изменений в Конституцию РФ,
- особенностей регулирования социально-трудовых отношений в ситуации распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19,
- учета положений Декларации столетия Международной организации труда.
Всего в 2020 году заключили:
- 25 соглашений на региональном уровне,
- 25 соглашений на отраслевом федеральном уровне.
Как отметил Олег Соколов, на протяжении многих лет в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах не удается заключить межрегиональные соглашения. Аналогичная ситуация складывается в Северо-Западом федеральном округе. «Самое главное препятствие - это игнорирование администрацией полномочного представителя Президента РФ предложений и профсоюзов, и работодателей о том, чтобы такие соглашения были», - рассказал он.
Олег Соколов выразил надежду, что ситуация изменится, так как социальное партнерство стало Конституционной идеологией – обеспечение реализации его принципов закреплено в Конституции РФ.
В числе других причин уменьшения количества действующих коллективных договоров:
- заключаются коллективные договоры, которые охватывают несколько организаций,
- на ряд первичных профсоюзных организаций действуют отраслевые соглашения,
- некоторые первичные организации малочисленны (поэтому они не в состоянии заключить договор),
- работодатели не ведут переговоры.
Коллективно-договорная кампания 2021 года, по прогнозу Олега Соколова, будет проходить в непростых условиях, которые связаны не только с продолжающейся пандемией коронавируса, но и с социально-экономической ситуацией в стране.
Основные задачи предстоящей кампании:
- сохранить существующие рабочие места,
- увеличить реальные располагаемые доходы населения,
- обеспечить права трудящихся во всех формах занятости,
- не допустить перевод наемных работников в самозанятые,
- реализовать конституционное право на социальное партнерство.
Как отметил Председатель ФНПР Михаил Шмаков, Федерация Независимых Профсоюзов России - единственная крупнейшая в России общественная организация, у которой есть идеология, один из столпов которой - социальное партнерство. На него и коллективный договор опирается защита рабочих мест и заработной платы. «Коллективно-договорная кампания - это один из китов, на котором стоит профсоюзное движение», - подчеркнул Михаил Шмаков.
Евгений Макаров, заместитель Председателя ФНПР и научный руководитель Научно-мониторингового центра «Трудовые конфликты» Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета Профсоюзов, обратил внимание на то, что за прошлый год примерно в половине случаев трудовые конфликты происходили на тех предприятиях, на которых не был заключен коллективный договор. Однако конфликтные ситуации между работниками и работодателем происходили и на предприятиях с «некачественным» коллективным договором, в котором не были отражены требования сотрудников к заработной плате.