• Все округа
  • ДФО
  • ПФО
  • СФО
  • СЗФО
  • СКФО
  • УФО
  • ЦФО
  • ЮФО
  • Алтайский край
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Город Москва
  • Город Санкт-Петербург
  • Город Севастополь
  • Донецкая Народная Республика
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Запорожская область
  • Ивановская область
  • Иркутская область
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Камчатский край
  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Липецкая область
  • Луганская Народная Республика
  • Магаданская область
  • Московская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Псковская область
  • Республика Адыгея (Адыгея)
  • Республика Алтай
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Республика Калмыкия
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Северная Осетия – Алания
  • Республика Татарстан (Татарстан)
  • Республика Тыва
  • Республика Хакасия
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
  • Херсонская область
  • Челябинская область
  • Чеченская Республика
  • Чувашская Республика – Чувашия
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Ярославская область
Другие сайты ФНПР
Все проекты ФНПР
1
Укажите, в какой отрасли вы работаете
2
Ваш профсоюз
Выбрать

title

Анализ развития социально-трудовых конфликтов в Российской Федерации (январь-сентябрь 2024 г.)

17 октября 2024
Новости ФНПР
3964

(по материалам аналитического бюллетеня
Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
за январь-сентябрь 2024 года,
www.industrialconflicts.ru)


Факторы,  определяющие социально-трудовую обстановку в 2024 году

На формирование социально-трудовой обстановки в РФ и конфликтного потенциала в трудовой сфере в период с января по сентябрь 2024 года оказывали воздействие следующие факторы: значительная напряженность на рынке труда по причине дисбаланса между высоким спросом на рабочую силу и её низким предложением, низкий уровень безработицы, находящийся на историческом минимуме (2,4%, по методике МОТ); растущие издержки предприятий на удовлетворение потребностей в специалистах разных профилей, которые сопровождались увеличением предлагаемых зарплат сотрудникам и ростом расходов на повышение производительности труда и оптимизацию производств; несоответствие структуры и качества подготовки кадров задачам по наращиванию производств, особенно в обрабатывающих отраслях; ограниченные возможности по кредитованию предприятий, которые становятся главным тормозом экономического развития; рост самозанятости, которая применяется не только в платформенных видах деятельности и сфере услуг, но и проникает в реальные секторы экономики, усиливая деградацию традиционных трудовых отношений и создание предпосылок к ущемлению трудовых прав работников. Значительное влияние на стабильность социально-трудовой сферы оказали события, развивавшиеся в течение второго-третьего кварталов, в медучреждениях отрасли Здравоохранения, где были зарегистрированы многочисленные СТК в отделениях (станциях) СМП районных и центральных больниц в небольших населенных пунктах, в ходе которых фельдшеры и водители проводили акции протеста (коллективные видеообращения) по причинам дефицита кадров и низких заработных плат работников. Выдвигались требования о включении данной категории работников в Перечень получателей специальной социальной доплаты (по Постановлению Правительства РФ №343 от 20.03.2024).


Территориальные показатели СТК

По истечении девяти месяцев 2024 года, по данным мониторинга и анализа сообщений о конфликтах в социально-трудовой сфере, Центром зарегистрировано 146 СТК (+44%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), из них 97 СТК (65%) в отрасли Здравоохранение. Зафиксировано максимальное количество СТК для выбранного периода в наблюдаемом трехлетнем цикле. Показатели растущей напряженности социально-трудовых отношений, причины и другие характеристики СТК в основном были продиктованы событиями, протекавшими во втором-третьем кварталах в медучреждениях отрасли Здравоохранения, где было зафиксировано преобладающее количество СТК.

Наибольшее количество противостояний в социально-трудовой сфере развивалось в Сибирском федеральном округе – 36 (25% от общего количества). В аналогичном периоде 2023 года «лидером» по количеству СТК был ЦФО – 27 (26%). СТК были зарегистрированы во всех федеральных округах без исключения, как и в предыдущие годы.

Анализ распределения зарегистрированных новых и развивающихся (актуальных) СТК от месяца к месяцу показал, что во втором квартале ключевые показатели напряженности социально-трудовых отношений и конфликтный потенциал возросли значительно, увеличившись со среднего до высокого уровня, а количество актуальных СТК возросло практически в три раза, по причине многочисленных акций протеста медиков (фельдшеров) среднего звена и вспомогательного персонала (водителей) станций скорой помощи в небольших населенных пунктах 38 субъектов РФ и их требованиями выплат новой социальной надбавки как для работников первичного звена Здравоохранения (по Постановлению Правительства РФ №343 от 20.03.24). В дальнейшем, в результате активного взаимодействия сторон социального партнерства в большинстве субъетов РФ удалось взять ситуацию под контроль и урегулировать частично проблемы с низкими заработными платами медработников и водителей ССМП, увеличив выплаты за счет региональных бюджетов. Показатели напряженности социально-трудовых отношений и конфликтного потенциала в третьем квартале текущего года вернулись на низкий уровень. В этот период Профсоюз работников здравоохранения (ФНПР) активно взаимодействовал с Минздравом РФ и региональными органами исполнительной власти, предлагая внести изменения в Постановления Правительства РФ №2568 и №343. Организованный ЦК Профсоюза мониторинг ситуации по вопросам, связанным с реализацией полномочий субъектов РФ в части расширения за счет региональных бюджетов категорий медработников, имеющих право на специальные социальные выплаты, на основании п.14 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, дал результат. К окончанию августа новая нормативная правовая база была утверждена в 49 субъектах РФ, из них в 36 – размер специальной социальной выплаты медикам и водителям скорой помощи увеличен и установлен в зависимости от численности населения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.03.2024 №343.

По оценке Центра, социально-трудовая обстановка в стране в наблюдаемом периоде 2024 года оценивалась как стабильная, при увеличении доли трудовых конфликтов по интересам и снижении доли СТК по праву в общей массе трудовых конфликтов. Значительное увеличение общего числа СТК, произошедшее в отрасли Здравоохранение во втором квартале, привело к количественному росту всех показателей, используемых при анализе и оценке социально-трудовой обстановки. Вместе с тем, негативного влияния на конфликтность в других отраслях экономики данные проблемы не оказали, так как причины трудовых конфликтов актуальны исключительно для сферы медицины и касаются работников станций скорой медицинской помощи. Социально-трудовая обстановка в медучреждениях и на ССМП в разные годы периодически обостряется и в большей мере связана с характерными для данной отрасли проблемами - низкими заработными платами большинства работников государственных медицинских учреждений, при высокой трудовой нагрузке и острой нехватке персонала.

В распределении СТК и особенностях формирования социально-трудовой обстановки в разрезе федеральных округов за последние три года отмечены следующие тенденции: 

- «лидером» по числу СТК стал СФО, который значительно опередил другие федеральные округи (рост количества СТК практически в 3 раза);

- в 2024 году отмечен рост СТК во всех федеральных округах, за исключением ДФО, из-за роста конфликтности в медучреждениях отрасли Здравоохранение;

- ПФО, СФО и ЦФО неизменно «входят в тройку» наиболее конфликтных регионов, в которых за последние три года регистрировалось наибольшее количество СТК.

Также в данных федеральных округах в ходе СТК фиксировалось наибольшее количество забастовок и других публичных форм протеста;

- наибольшую динамику прироста числа СТК, в трехлетнем периоде, продемонстрировали СЗФО и ЮФО;

- СКФО - регион с наименее развитой промышленной инфраструктурой и меньшим количеством предприятий секторов реальной экономики, традиционно демонстрирует низкий конфликтный потенциал и напряженность социально-трудовой обстановки;

- наибольшее количество СТК по-прежнему фиксируется в экономически развитых регионах страны, с высокой концентрацией промышленной и производственной инфраструктуры, высокими показателями численности рабочей силы, наиболее активными и многочисленными профсоюзными организациями.

СТК зафиксированы в 55 субъектах РФ (65% от всех субъектов РФ) (2022 – 46 субъектов (54%), 2023 – 47 (55%)). Данные по количеству и территориальному распределению СТК в текущем году и другие характеристики указывают на рост территориальной диверсификации в трехлетней ретроспективе. Наиболее конфликтным регионом, по количеству противостояний, стал Алтайский край (СФО) – 16 СТК. Далее следуют  Челябинская область (УФО) – 8 СТК, Красноярский край (СФО) – 6 СТК, Ростовская область (ЮФО) – 6 СТК, Пермский край (ПФО) – 6 СТК.


Отраслевые показатели СТК

СТК зафиксированы в двенадцати отраслях экономики (2022 – 13 отраслей, 2023 – 15 отраслей). За последние три года отраслевая диверсификация минимальна, за все время наблюдений с 2012 года, несмотря на значительные колебания количества СТК.

В отраслевом разрезе производственной и непроизводственной сфер экономической деятельности наиболее конфликтными в текущем году стали: Здравоохранение (97 СТК, 65,5% от общего количества), ЖКХ (11 СТК, 7%), Деятельность сухопутного транспорта (10 СТК, 6%). Рост конфликтного потенциала в медучреждениях отрасли Здравоохранения реализовался в апреле 2024 года после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 20.03.24 - №343 о повышении размеров ежемесячных специальных социальных выплат для медицинских работников первичного звена в небольших населенных пунктах, что и вызвало рост социальной напряженности в трудовых коллективах ССМП, которые не вошли в Перечень получателей выплат.

Следует отметить, что, несмотря на сложившиеся сложные внешние и внутренние условия, оказывающие влияние на курс и развитие российской экономики, роста количества СТК в стратегических и системообразующих отраслях не произошло. Зафиксировано отсутствие или единичные случаи трудовых конфликтов в таких важных отраслях экономики, как Металлургическое производство, Добывающая промышленность, Производство металлических изделий, Машиностроение, Электроэнергетика и др.

Динамика распределения СТК по основным конфликтным отраслям экономики от месяца к месяцу характеризовалась следующими особенностями: большая часть СТК в каждом из месяцев фиксировалась в медучреждениях отрасли Здравоохранения; в «тройке лидеров» неизменно находились Здравоохранение, ЖКХ, Деятельность сухопутного транспорта; на фоне продолжающегося роста экономических показателей во многих сферах народного хозяйства в 2024 году, ситуация в социально-трудовой сфере в связи с ведением СВО ВС РФ на территории Украины и действием санкций западных государств против российской экономики, изменений в отраслевом перераспределении СТК не фиксируется.

В трехлетнем цикле наблюдений распределение СТК по отраслям экономики, в которых фиксировалось наибольшее количество противостояний, характеризовалось следующими особенностями: Здравоохранение в наблюдаемом трехлетнем цикле – наиболее конфликтная отрасль экономики; количество СТК в отраслях Обрабатывающих производствах снизилось в пять раз и стало единичным; низкий уровень конфликтного потенциала сохраняется в Добывающей промышленности, Сельском хозяйстве и Электроэнергетике, которые еще пять лет назад были крайне нестабильными с высокой долей СТК; высокий конфликтный потенциал устойчиво сохраняется, как на частных, так и на муниципальных предприятиях пассажирских перевозок, а отрасль Деятельность сухопутного транспорта регулярно «входит в тройку» наиболее конфликтных отраслей. Экономические, технологические и финансовые проблемы многих муниципальных транспортных предприятий на протяжении многих лет становятся главным источником трудовых конфликтов в данном секторе экономики, и выражаемым недовольством работников низкими заработными платами и тяжелыми условиями труда.

Главными и характерными причинами СТК в наиболее конфликтных отраслях экономики в 2024 году стали: общий низкий уровень заработных плат работников; нарушения условий труда в связи с нехваткой персонала, снижение (невыплата) различных премиальных выплат и надбавок (компенсаций). Устойчивых совпадающих тенденций в отраслевой причинности СТК в трехлетнем цикле не установлено.


Содержательные  характеристики СТК

Главные причины возникновения СТК в наблюдаемом периоде распределились следующим образом: низкий уровень оплаты труда работников (66% от общего количества СТК), нарушения условий труда (60%), невыплаты заработной платы (12%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, большая часть показателей по основным группам причин СТК снизилась, за исключением стремительного роста количества СТК по причинам низкого уровня заработных плат и нарушений условий труда. Сложившаяся социально-трудовая обстановка и перераспределение причинности трудовых конфликтов объясняется нарастанием и реализацией конфликтного потенциала во втором-третьем кварталах текущего года в медучреждениях отрасли Здравоохранения. В происходящих событиях участвовали в основном неорганизованные в профсоюз работники, которые поставили своей целью добиваться индексации заработной платы через назначение выплат социальной надбавки и признания сотрудников скорой помощи медиками первичного звена, на которых распространяются положения правительственного постановления № 343.

В условиях значительного дефицита кадров на рынке труда и растущей инфляции, которая ведет к снижению покупательной способности заработной платы, действующие работники нередко вынуждены перерабатывать, брать дополнительную нагрузку для увеличения доходов по оплате труда, что также сопровождается нарушениями графиков и режимов работы и условиями труда и техники безопасности. За последние годы данные проблемы обострились особенно остро в Здравоохранении.

Обращаем внимание, что ключевая причина многих СТК прошлых лет – невыплата заработной платы работникам, в наблюдаемом трехлетнем периоде снизилась практически в три раза (с 41% до 12% от общего количества СТК).

Для понимания природы причинности СТК и ее динамики, как ведущей характеристики в анализе противостояний в социально-трудовой сфере, указываем на следующие основные тенденции, которые сложились за последние три года:

- стабильная социально-трудовая обстановка, которая сохраняется и поддерживается в стране с 2022 года после начала СВО ВС РФ, средний уровень напряженности социально-трудовых отношений и незначительное количество СТК в системообразующих отраслях реального сектора экономики, обусловили снижение ключевых показателей по значимой группе причин;

- высокий конфликтный потенциал и рост числа СТК в медучреждениях отрасли Здравоохранения, который был отмечен в большей части конфликтов на станциях СМП во втором-третьем кварталах, вызван причинами «низкого уровня оплаты труда» сотрудников скорой помощи и «нарушениями условий труда», в связи с острой нехваткой персонала, что отразилось на стремительном увеличении показателей;

- доля СТК по причинам полной (частичной) невыплаты заработной платы работникам, устойчиво снижается (с 41% до 15%), и на текущий момент не является главным источником противостояний в социально-трудовой сфере;

-  более 80% всех СТК стали трудовыми конфликтами по интересам по причинам именно низкого уровня заработных плат работников, невыплат (отмен) различного рода надбавок (доплат и компенсаций), а также нарушений условий труда (графиков и режимов работы, соблюдения мер ТБ), что определило цели для работников к достижению при возникновении СТК;

- восстановление и рост производственной активности в ключевых отраслях экономики за последние два года после санкционных шоков и ухода иностранных компаний из России, количество СТК по причинам «ликвидации предприятий», «сокращений работников» снизилось в три раза;

- снижение показателей по причинам «невыполнение условий действующего коллективного договора», «невыполнение условий действующего отраслевого (тарифного) соглашения», «препятствие деятельности профсоюзов со стороны работодателя» свидетельствует о высокой эффективности организации трудовых отношений через социальное партнерство.


Юрисдикционная форма и длительность СТК

Основываясь на изучении и типологизации причин, Центр осуществляет классификацию СТК по юрисдикционной форме, разделяя их на конфликты по праву и конфликты по интересам. Новая реальность в социально-трудовой сфере, сложившаяся после февраля 2022 года, оказала влияние на перераспределение СТК как по этим основаниям, так и по характеристикам форм коллективных действий, продолжительности противостояний, итогам и другим параметрам трудовых конфликтов.

В 2024 году доля СТК по интересам продолжила увеличиваться, значительно превышая долю СТК по праву (81% к 19%), что обусловлено указанными выше причинами и реализовавшимся конфликтным потенциалом в отрасли Здравоохранения. Необходимо отметить, что высокая эффективность деятельности ОГВ и надзорных ведомств по контролю за соблюдением трудового законодательства на российских предприятиях и исполнении работодателями своих обязательств по своевременной оплате труда работников, не допуская задержек и невыплат, значимом участии профсоюзов в защите трудовых прав работников, также повлияли на низкий процент СТК по праву (по данным Росстата, в 2024 году суммарная просроченная задолженность по заработным платам работников предприятий (учреждений) от месяца к месяцу находится на уровне исторического минимума (около 0,4 млрд. рублей).

С другой стороны, данные исследований в 12-летнем периоде, которые проводит НМЦ «Трудовые конфликты» показывают, что увеличение доли СТК по интересам независимо от конфликтного потенциала в конкретных отраслях экономики (в текущем году с 69% до 81%) характерно для периодов наступления устойчивого и стабильного развития экономики, снижения напряженности в социально-трудовой сфере, но увеличивает продолжительность наблюдаемых противостояний, вовлеченность работников, усиливает роль и активность профсоюзов, для защиты трудовых прав в основном применяются непротестные коллективные действия, и наоборот, повышение доли СТК по праву происходит в периоды нестабильности, когда регистрируется большое количество конфликтов с активными протестными действиями наиболее активной части трудовых коллективов, с участием в основном неорганизованных работников, по причинам нарушения трудового законодательства, при ограниченных возможностях профсоюзов защищать трудовые права, а активность вмешательства надзорных ведомств возрастает.

Средняя продолжительность противостояний в ходе СТК увеличилась до 73 дней (2023 – 43 дня).


Формы собственности предприятий (организаций), на которых зарегистрированы СТК

121 СТК (83% от общего количества СТК) развивались на предприятиях, в учреждениях (организациях), находящихся в государственной (муниципальной) собственности, 25 СТК (17%) – в частной собственности. СТК, зарегистрированные на объектах государственной формы собственности, развивались в медицинских учреждениях по причинам низких заработных плат фельдшеров и водителей скорых, которые добиваются выплат новой надбавки по Постановлению Правительства РФ №343, а также тяжелых условий труда на фоне острой нехватки специалистов. Наибольшее число СТК в Здравоохранении отмечено в СФО, ЦФО и ПФО. СКФО стал единственным округом, где все зарегистрированные СТК (4) протекали исключительно на государственных предприятиях (учреждениях). В трехлетнем цикле наблюдений отмечены существенные изменения в перераспределении СТК по формам собственности - доля СТК на государственных предприятиях (учреждениях) выросла с 36% до 83%.

В динамике распределения СТК, по основанию наличия (или отсутствия) на предприятии коллективного договора, сохранилась тенденция к дальнейшему росту числа трудовых конфликтов на предприятиях (учреждениях), где заключены коллективные договоры (79% от общего количества), так как большая часть из них в текущем году развивалась в государственных медицинских учреждениях, где интересы работников активно защищают различные профобъединения.


Действия сторон социального партнерства

В развитии 103 СТК (71% от общего количества СТК) (2022 год – 53 (53%), 2023 год – 56 (56%)) работники и профсоюзы, с целью защиты трудовых прав и достижения выдвинутых к работодателям требований, применяли активные формы протеста и общественно-наблюдаемые действия, или угрожали начать протестные действия – наибольший показатель в трехлетнем периоде наблюдений, когда работниками наиболее активно использовалась такая форма коллективных публичных действий как акция (несанкционированное собрание), на которой записывалось видеообращение для привлечения внимания общественности и ОГВ к проблемам в трудовых отношениях.

В сложившихся внутренних и внешних условиях, и тех изменений в социально-трудовой сфере, которые произошли после февраля 2022 года, неорганизованные работники и профсоюзы придерживаются взвешенных и ответственных позиций по необходимости выходить на открытые публичные акции протеста для защиты трудовых прав, чтобы не допустить роста социальной напряженности и дестабилизации обстановки. Для достижения выдвигаемых требований, прежде всего по росту заработных плат и улучшению условий труда, применяются и совершенствуются новые форматы коллективных действий (мотивационные и организационные действия в социальных сетях, коллективные видеообращения, флэш-мобы, интернет-акции и др.), которые в автоматизированной информационной системе Центра объединены и сгруппированы в акции протеста, также активно продолжают применяться коллективные обращения в ОГВ всех уровней с использованием ресурсов СМИ и профсоюзов. 

В наблюдаемом периоде количество зарегистрированных активных публичных форм протеста в ходе СТК в основном сохраняется на уровне показателей предыдущего года, за исключением роста количества публичных акций протеста (88) в 4,6 раза, которые проводили медики и водители станций (отделений) скорой помощи с записанными видеообращениями с требованиями о выплатах новой правительственной социальной надбавки, которая предусмотрена для медработников первичного звена в небольших населенных пунктах, и снижением количества коллективных обращений работников (42) на  -40%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Формы протеста – голодовка и пикет в текущем году работниками не применялись. Если временно не принимать во внимание количество зарегистрированных СТК в отрасли Здравоохранения, то на другие секторы экономики приходится меньшее количество СТК, которое фиксировалось в каждом периоде трехлетнего цикла наблюдений – 49 (2022 год – 78 СТК, 2023 - 67 СТК). В течение второго и третьего кварталов сравнительный показатель соотношения количества СТК 2024 и 2023 г.г. постепенно снижался (апрель – 2,6 раза, май – 2,3 раза, июнь – 1,9 раза, июль – 1,7 раза, август – 1,5 раза, сентябрь – 1,4 раза).

Коллективные обращения работников и акции протеста, в ходе которых записываются видеообращения в адрес ОГВ различных уровней с требованиями вмешательства и защиты трудовых прав, за последние несколько лет стали доминирующими формами выражения протеста и привлечения внимания других сторон социального партнёрства при широкой информационной поддержке СМИ и профсоюзных ресурсов, и активного использования социальных сетей. Отдельно обращаем внимание, что территориальные и отраслевые профсоюзы, входящие в ФНПР, как сторона социального партнерства продолжают занимать в ходе СТК конструктивную позицию, используют для урегулирования конфликтов в первую очередь переговоры, социальный диалог, и лишь в исключительных случаях прибегают к проведению публичных протестных акций. Вместе с тем, профсоюзная сторона стоит на позиции, что забастовка остаётся важным инструментом для трудовых коллективов и эффективной формой борьбы за трудовые права.

В ходе развития СТК 14 протестных акций работников (8 СТК по праву, 6 СТК по интересам) классифицированы как забастовки с остановкой производственных процессов и выдвижением требований к работодателю по устранению нарушений трудовых прав. Данные протестные акции проведены неорганизованными работниками по причинам невыплат (задержек) заработной платы, требований увеличить уровень оплаты труда и улучшить условия труда. Забастовки объявлялись на предприятиях муниципального пассажирского транспорта (6), на предприятиях ЖКХ (4), в Здравоохранении (1), Деятельности гостиниц (1), на предприятиях Обрабатывающих производств (1), в Электроэнергетике (1).

Установленная ранее в НМЦ «Трудовые конфликты» закономерность снижения протестной активности работников, при увеличении доли СТК по интересам, подтверждается и в текущем году. В развитии СТК и в ходе акций протеста неорганизованными работниками и профсоюзными организациями выдвигались исключительно экономические требования по защите трудовых прав и усилению роли государства в управлении экономикой. Контент-анализ сообщений и содержания событий свидетельствует, что противостояний между работниками и работодателями из-за проблем, непосредственно связанных с введенными против российского государства незаконных ограничений со стороны «коллективного Запада» и СВО ВС РФ на Украине, не отмечено.

В наблюдаемом периоде в 10 СТК (7% от общего количества) (2022 – 44 СТК (44%), 2023 – 47 СТК, 47%) непосредственно стороной трудового конфликта выступили первичные профсоюзные организации предприятий, которые защищали трудовые права работников. В 97 СТК (66% от общего количества) (2022 – 44 СТК (44%), 2023 – 33 СТК (70%)) активную поддержку как первичным профорганизациям, так и неорганизованным работникам оказывали территориальные и отраслевые объединения профсоюзов.

Если роль и участие первичных профсоюзных организаций предприятий (учреждений), как стороны трудового конфликта, в текущем году снижались, по указанным выше причинам, то членские организации ФНПР (территориальные и отраслевые профсоюзы в субъектах РФ) принимали самое активное участие в защите трудовых прав работников и включались во все СТК, которые развивались на предприятиях, где действуют как их первичные организации, так и в случае обращений со стороны неорганизованных работников (оказывали юридическую и организационную поддержку).

Так, в ходе СТК в Центральном Театре Российской армии (ЦАТРА, г. Москва), в котором новое руководство учреждения принуждало сотрудников увольняться по собственному желанию и оказывало психологическое давление, актеры, не найдя поддержки в действующей профорганизации ЦАТРА, решили создать новую первичку в составе Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры (ФНПР). Председатель Московской городской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры помогла многим актерам столичных театров в отстаивании их трудовых прав, в том числе в суде. Артисты ФГБУК “Центральный академический театр Российской Армии” Министерства обороны РФ направили Президенту РФ открытое обращение. Московская организация профсоюза работников культуры (ФНПР) продолжает оказывать необходимую юридическую помощь новой первичной профсоюзной организации Центрального Театра Российской армии. В Мещанский районный суд г. Москвы при помощи профсоюзных юристов подготовлены и направлены иски работников, уволенных в связи с окончанием срока трудового договора. Сокращения работников приостановлены, но давление на членов профсоюза со стороны руководства театра, оказывается.

Чаще всего на современном этапе профсоюзы вступают в противостояния с работодателями по вопросам индексации заработных плат работников, устранению нарушений условий труда, сохранению производств и рабочих мест, противодействию работодателям, которые ограничивали профсоюзную деятельность на предприятии и оказывали давление на профсоюзных лидеров. Характерным примером стали события в Челябинской области (УФО), где руководство агрофирмы «Ариант» в одностороннем порядке расторгло коллективный договор с первичной профсоюзной организацией предприятия и председателю профсоюза закрыли вход на завод. Федерация профсоюзов Челябинской области (ФНПР) направила жалобу в региональную прокуратуру с требованием провести проверку действий руководства и привлечь виновных к ответственности. Состоялась встреча председателя Федерации профсоюзов Челябинской области (ФНПР) с руководством ООО «Агрофирма «Ариант» по обсуждению конфликта с первичной профсоюзной организацией предприятия. Осуществлена методическая помощь председателю первичной профсоюзной организации по подготовке к коллективно-переговорной компании о наделении полномочиями первичную профсоюзную организацию ООО «Агрофирма Ариант» представлять интересы работников. После этого председатель первичной профсоюзной организации, казначей профкома, допущены на свои рабочие места, и ведут активную работу по подготовке коллективных переговоров и заключении нового коллективного договора.

Отдельно обращаем внимание, что 2024 год объявлен Президентом РФ В.Путиным - Годом семьи, и профсоюзы в своей работе уделяют внимание благополучию семей, продвижению семейных ценностей, защите трудовых прав и интересов работников с семейными обязанностями. Приоритетными задачами профсоюзных организаций являются: обеспечение достойной заработной платы работников, чтобы семьи могли жить в достатке и гарантировать своим детям успешное будущее; создание безопасных условий труда, чтобы каждый трудящийся мог возвращаться домой к своей семье здоровым и невредимым; развитие социального партнёрства и расширение возможностей объединения в профсоюзы для всех категорий трудящихся, чтобы семьи могли ощущать защиту и поддержку. В соответствии с Постановлением Исполкома ФНПР от 21.08.2024 № 6-1 и поддерживая традиции профсоюзного движения, во Всемирный день действий «За достойный труд!» провести акции и мероприятия под девизом – «Достойный труд – основа благополучия семьи!».

В СТК, где известна численность участников всех протестных действий (публичных и непубличных) и работающих на предприятии, возможно определение средней вовлеченности работников в коллективные действия, которая в наблюдаемом периоде снизилась на -21%, и составила 23%, так как доля медицинских работников станций (отделений) скорой помощи, которые наиболее активно участвовали в СТК текущего года, являются незначительной частью трудовых коллективов медицинских учреждений. На фоне сохранения не высокого общего количества общественных протестных акций в развитии СТК, при значительной событийной насыщенности, потери рабочего времени от забастовок (приостановлений работы) и других протестных мероприятий умеренно снизились и составили около 6900 человеко/дней. Отмечаем, что стороны трудовых конфликтов более активно вступают в переговоры для разрешения неурегулированных противоречий в трудовых отношениях и достижении компромиссов, с привлечением ОГВ как стороны социального партнерства.

Экспертами Центра, в ходе мониторинга и анализа сообщений о развитии социально-трудовых отношений и формировании социально-трудовой обстановки в регионах РФ, изучаются и рассчитываются другие важные характеристики и показатели для оценки угроз к нарастанию социальной нестабильности, в частности аддитивный показатель напряжённости событий (АДН), который определяется на основании весов событий и степени их влияния на увеличение (снижение) напряжённости социально-трудовых отношений в субъекте РФ. Если в анализируемом еженедельном периоде произошло больше событий, увеличивающих напряжённость трудовых отношений (забастовки, митинги, пикеты, голодовки, угрозы протестных действий и др.), то АДН присваивается весовой коэффициент <0,  если произошло больше событий, уменьшающих напряжённость (выплаты зарплат, устранение противоречий, переговоры сторон, заседания трёхсторонних комиссий, действия прокуратуры, Роструда по контролю за соблюдением трудового законодательства, вмешательства ОГВ и т.д.) – АДН > 0. К окончанию наблюдаемого периода положительный аддитивный показатель напряжённости событий получен во всех федеральных округах, кроме УФО, в отличии от сравнительного периода прошлого года, в котором лишь в ПФО был отмечен незначительный положительный показатель, что свидетельствует о стабильной социально-трудовой обстановке в стране в текущем году и преобладающем количестве событий в социально-трудовой сфере с конструктивным содержанием. Наименьший положительный показатель получен для СФО и УФО, наибольший – ЦФО.

Работодатели, как сторона социального партнерства не всегда придерживаются законодательных и договорных положений, что ведет к возникновению противоречий и, как следствие, к социально-трудовым конфликтам.

По итогам наблюдаемого периода в 67 СТК (46% от общего количества) (2022 – 67 СТК (67%); 2023 - 69 СТК (68%)) зафиксированы деструктивные действия работодателей, которые умышленно, или в силу складывающихся обстоятельств, напрямую вели к нарушениям законных трудовых прав работников:

- в 23 СТК (16%) работодателями нарушен порядок и размеры дополнительных выплат (премий, надбавок) работникам;

- в 19 СТК (13%) нарушались условия труда и техника безопасности;

- в 15 СТК (10%) невыплаты заработной платы работникам достигали сроков свыше двух месяцев;

- в 9 СТК (6% от общего количества) работодатели принимали решение о сокращении работников без согласований с профсоюзами или трудовыми коллективами;

- в 2 СТК (1,3%) работодателем нарушен порядок и правила при оформлении трудовых отношений с работниками (ст. 67 ТК РФ);

- в 1 СТК (0,6%) работодатель осуществлял неофициальную выплату зарплат;

В 10 СТК (7% от общего количества) работодатели открыто отказались вести социальный диалог с работниками, но и, защищая свои интересы, откровенно шли на эскалацию трудового конфликта и осуществляли деструктивные действия.

По данным мониторинга участие ОГВ и НО, с принимаемыми мерами к урегулированию противостояний и устранению проблем в трудовых отношениях, было отмечено в 85 СТК (58% от общего числа зарегистрированных СТК). В 61 СТК (42%) противоборство развивалось в системе «работник – работодатель».

Наиболее высокую активность и эффективность демонстрировали региональные органы власти и надзорные ведомства субъектов РФ по контролю за соблюдением трудового законодательства, вмешательство которых позволяло в кратчайшие сроки устранять причины СТК, прежде всего, когда это касалось низкого уровня заработных плат и условий труда, а также своевременности оплаты труда работников (55 СТК, 65% от количества СТК, в которых принимали участие ОГВ и НО).

Данные по федеральным округам демонстрируют, что наиболее активное участие в контроле за соблюдением трудового законодательства и урегулировании противоречий в социально-трудовой сфере принимали ОГВ и НО в СЗФО - 9 СТК (69%), СФО – 21 СТК (58%).

Следует отметить, что во всех федеральных округах, кроме ДФО и СКФО, в урегулировании СТК принимали участие ОГВ регионального уровня. В ЮФО принимали участие в урегулировании СТК только ОГВ регионального уровня. ОГВ муниципального уровня наиболее эффективно участвовали в урегулировании СТК в ДФО (100%) и ЦФО (67%), низкая включенность ОГВ муниципального уровня отмечена в субъектах СЗФО (11%) и СФО (19%). В СКФО не отмечено участие ни одного из уровней ОГВ. Во всех федеральных округах участие в урегулировании СТК принимали надзорные ведомства разных уровней.

Активное участие в урегулировании СТК принимали и надзорные ведомства, прежде всего регионального уровня (не менее 40% от всех зарегистрированных СТК), наиболее активное их участие отмечено в СЗФО (100%), СКФО (100%), ПФО (78%) и УФО (55%). Также, в их адрес направлялись обращения и жалобы работников по нарушениям трудовых прав, которые напрямую не относились к нарушениям законодательства. Наиболее часто вмешивались и принимали меры по устранению нарушений трудового законодательства надзорные ведомства местного уровня в СКФО (100%), ЦФО (80%) и СФО (56%).

Участия надзорных ведомств федерального уровня в ходе СТК не отмечено.


Оценка формирования социально-трудовой обстановки в моногородах

В ходе мониторинга сообщений о социально-трудовой обстановке в регионах особое внимание уделяется изучению событий, происходящих в моногородах. Для классификации СТК по категориям используется Перечень монопрофильных муниципальных образований, утверждённый Правительством РФ (Распоряжение от 29 июля 2014 г. № 1398. В данных муниципальных образованиях в наблюдаемом периоде зарегистрировано 25 СТК (17% от общего числа СТК) в 7 федеральных округах (4 СТК – в моногородах 1-й категории, 15 СТК - в моногородах 2-й категории, 6 СТК - в моногородах 3-й категории). В моногородах СКФО СТК не зафиксировано. Динамика распределения СТК в моногородах по юрисдикционному основанию показывает, что в отличие от других муниципальных образований большая часть СТК, год от года, классифицируются как конфликты по интересам, которые возникали на фоне ликвидации (закрытии) производств и вели к массовым сокращениям персонала; также работники нередко протестовали против тяжелых условий труда и низких зарплат.

Количество СТК в моногородах РФ возросло в 2024 году на +47%, и также связано с ростом конфликтности в медучреждениях отрасли Здравоохранения. Социально-трудовая обстановка оценивается как стабильная со средним конфликтным потенциалом (2022 год – 11 СТК (11%), 2023 год – 17 СТК (17%)).

Наиболее конфликтными субъектами РФ, в моногородах которых отмечено наибольшее количество СТК, стали: Алтайский край (3 СТК), Кемеровская область – Кузбасс (2 СТК).

Наибольшее количество социально-трудовых конфликтов регистрировалось на предприятиях и учреждениях отраслей Здравоохранения (20 СТК) и Обрабатывающих производств (2 СТК).

Анализ причин СТК в моногородах показал, что в 2024 году вопросы соблюдения трудового законодательства по оплате труда работников не стали значимыми источниками противостояний в социально-трудовой сфере. На первый план вышли проблемы общего низкого уровня оплаты труда, нарушения условий труда и отмены или невыплаты надбавок (доплат). Зафиксировано 20 СТК по интересам, 5 – по праву.  СТК, протекающих на предприятиях, находящихся в состоянии банкротства, не зафиксировано. 23 СТК протекали на крупных предприятиях, 1 СТК – на среднем, 1 СТК – на малом. 1 СТК протекал на предприятии, где участниками конфликта были вахтовые работники.

Завершились и урегулированы 24 СТК: 75% СТК (от общего количества завершившихся СТК в моногородах) завершились полным или частичным удовлетворением требований работников (требования работников удовлетворены полностью – 8 СТК, требования работников удовлетворены частично – 10 СТК), 25% СТК завершились отказом от удовлетворения требований работников (требования работников оставлены без удовлетворения – 6 СТК.


Итоги СТК

К окончанию третьего квартала 2024 года завершились и урегулированы 140 СТК из 146 зарегистрированных: 27 СТК (19% от числа завершившихся) завершились выполнением работодателями требований работников, 64 СТК (46%) – требования частично удовлетворены, в 49 СТК (35%) - работникам отказано в удовлетворении заявленных требований, достичь поставленных целей по защите трудовых прав не удалось. Значительная часть урегулированных СТК протекала в медучреждениях отрасли Здравоохранения по причине требований фельдшеров и водителей скорой помощи выплачивать правительственную социальную надбавку по Постановлению № 343 и завершились только частичным удовлетворением или отказами от выполнения заявленных работниками требований.

В наблюдаемом периоде, из-за сложившейся ситуации в сфере Здравоохранения, значительно снизилась доля СТК, завершившихся полным достижением работниками (профсоюзами) целей по защите трудовых прав и выполнением работодателями всех выдвинутых сотрудниками требований (-28%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года).

В 49 СТК, где работникам было отказано в удовлетворении требований, поднимались вопросы увеличения заработных плат и выплат новых надбавок и компенсаций. Высокая доля урегулированных СТК с негативным результатом для работников (35%) объясняется преобладающим количеством трудовых конфликтов по интересам, в которых особенно трудно достичь желаемого результата, так как прямых нарушений трудового законодательства нет, а выполнение заявленных работниками требований напрямую зависит не только от их настойчивости и упорства в защите трудовых прав, но и от желания и возможностей работодателя решать проблемы трудовых отношений, особенно в вопросах индексации заработных плат. Так, на примере значимого количества СТК в медучреждениях, отмечаем, что в субъектах РФ при активном участии всех сторон социального партнерства (региональных правительств, трехсторонних комиссий, территориальных организаций Профсоюза работников здравоохранения (ФНПР)), постепенно решаются проблемы в трудовых отношениях, возникшие после многочисленных видеообращений медиков среднего звена и вспомогательного персонала станций (отделений) скорой помощи районных и муниципальных медучреждений и требованиями работников о выплате социальной надбавки по Постановлению Правительства РФ №343. Уровень социальной напряженности в трудовых коллективах медучреждений отдельных субъектов РФ снижается, с положительным итогом для медработников урегулирован ряд конфликтов. Вместе с тем, в ряде случаев получен отказ в удовлетворении заявленных требований, так как местные власти ссылаются на федеральный характер Постановления № 343.

СТК, завершившиеся отказом от удовлетворения требований работников, или частичным удовлетворением их требований, создают остаточный потенциал (ОП), который является питательной средой для возобновления СТК или начала нового противостояния по другим причинам. Уровень остаточного потенциала (низкий, средний, высокий) указывает на вероятность возобновления СТК. В соответствии со шкалой оценки ОП, его распределение выглядит следующим образом:

- 53 СТК (39% от общего числа), которые завершились с высоким остаточным потенциалом, имеют высокую вероятность к возобновлению противостояний, так как работникам было отказано в удовлетворении выдвинутых требований.  Это самый высокий показатель в наблюдаемом трёхлетнем цикле;

- 24 СТК (17% от общего числа завершившихся СТК), несмотря на многоплановость причин возникновения и зачастую сложный процесс урегулирования, оценены с низким ОП.

Преобладающее количество урегулированных СТК с низким остаточным потенциалом позволяет спрогнозировать устойчивость и стабильность социально-трудовой обстановки на ближайшую перспективу.


Прогноз развития социально-трудовых отношений

Социально-трудовая обстановка в течение трех кварталов 2024 года экспертами Центра оценивалась как стабильная, без рисков ухудшения в среднесрочной перспективе, конфликтный потенциал в трудовой сфере колебался от низкого до среднего уровня. Во втором квартале реализовался спрогнозированный ранее рост конфликтного потенциала и напряжённости социально-трудовых отношений в медучреждениях малых городов в отрасли Здравоохранения после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 20.03.24 - №343 (по поручению Президента РФ В.Путина повышены размеры ежемесячных социальных выплат для медицинских работников первичного звена, которые трудятся в сельской местности, районных центрах и малых городах), что вызвало значительное увеличение зарегистрированных СТК. В ряде медучреждений районных (муниципальных) больниц фельдшеры и водители скорых заявили свои требования о включении данной категории медработников в Перечень для выплат, что и стало источником противостояний. Общероссийский профсоюз работников здравоохранения (ФНПР) направил несколько обращений в Правительство РФ и призвал повысить специальные соцвыплаты для сотрудников скорой помощи, а также установить их для водителей этой службы. К окончанию третьего квартала проблемы скорой помощи выборочно решались в отдельных субъектах РФ принятием региональных законов и постановлений об индексации заработных плат медработников и водителей скорой помощи.

Внешние и внутренние условия оказывали свое влияние на социально-трудовую сферу и развитие трудовых отношений. На значительную напряженность на рынке труда влиял дисбаланс между высоким спросом на рабочую силу и её низким предложением, а также низкий уровень безработицы, который в текущем году достиг исторического минимума (2,4%, по методике МОТ). Растущие издержки предприятий на удовлетворение потребностей в специалистах разных профилей, сопровождались действиями работодателей по увеличению предлагаемых зарплат сотрудникам и ростом расходов на повышение производительности труда и оптимизацию производств. Несоответствие структуры и качества подготовки кадров существующим задачам по наращиванию выпуска значимой продукции, особенно в обрабатывающих отраслях, ограниченные возможности по кредитованию - становятся главным тормозом экономического развития. Рост самозанятости, которая применяется не только в платформенных видах деятельности и сфере услуг, но и проникает в реальные секторы экономики, усиливает деградацию традиционных трудовых отношений и создает предпосылки к ущемлению трудовых прав работников.

В наблюдаемом периоде, выступая на XII съезде профсоюзов ФНПР, Президент РФ В.Путин дал оценку состояния и развития экономики и социально-трудовой сферы на ближайшие годы: «…с учётом демографических вызовов в ближайшие годы экономика России будет испытывать высокую потребность и даже дефицит кадров. Это абсолютно точно, это мы должны понимать и с этим будем жить в ближайшие годы. В этих условиях критически важно повысить производительность труда, модернизировать промышленность, АПК, сферу услуг, многие другие отрасли экономики и социальной сферы с помощью цифровых технологий, автоматизации производства и современных управленческих процессов, что в свою очередь должно прямо вести к улучшению условий труда специалистов, к повышению их доходов. В этой работе должны помочь отраслевые центры компетенций, где будут обобщаться и тиражироваться лучшие практики бережливого производства. Мы продолжим создание таких центров по всей стране. Расширение технологического и индустриального потенциала России, укрепление отечественной экономики должны прямо конвертироваться в повышение благосостояния наших граждан, в рост заработных плат. В ближайшие шесть лет доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте страны должна уверенно расти. Смотрите, что у нас происходило: у нас она и так растёт – в 2022 году её доля составила 38,5 процента, а в 2023-м уже 40,7 процента. Это отражается – конечно, профсоюзы прежде всего должны думать об этом – на благосостоянии людей, но это отражается и на покупательной способности, а значит, и на экономике, целых отраслях производства. Конечно, всё должно быть сбалансировано, но это фактор».

В апреле 2024 года подписано новое 15-ое Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2024 — 2026 годы. В ходе коллективных переговоров с социальными партнерами профсоюзам удалось добиться включения в текст документа обязательств, направленных на содействие включению в основные отраслевые стратегии и государственные программы федеральных проектов по развитию кадрового потенциала; установления размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) с учетом МРОТ и размера минимальной заработной платы в регионе, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда РРФ; планомерного повышения МРОТ темпами выше уровня инфляции и установления МРОТ выше прожиточного минимума трудоспособного населения; снижения межрегиональной дифференциации в оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений и др.

К окончанию наблюдаемого периода одним из главных событий в социально-трудовой сфере страны стало внесение Правительством РФ в Государственную Думу РФ законопроекта ФЗ «О минимальном размере оплаты труда (МРОТ)», согласно которому в 2025 году минимальный размер оплаты труда увеличивается на +16,5% и составит 22 440 рублей. Увеличение зарплат затронет более 4 млн. работников. Председатель Правительства России М.Мишустин обратил внимание, что в Послании к Федеральному собранию Президентом РФ В.Путиным поставлена задача обеспечить «опережающий рост» МРОТ и к 2030 году увеличить его до 35 тыс. рублей. На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрели прогноз социально-экономического развития страны на 2025 год и на плановый период 2026-2027 годов. Профсоюзная сторона обратила внимание на необходимость выделения средств в бюджете на безусловное исполнение Трудового Кодекса РФ и решений Конституционного Суда в части установления минимальной тарифной ставки (оклада) не ниже минимального размера оплаты труда, а в законодательстве должна быть «защитная норма», обеспечивающая ежегодное повышение покупательной способности МРОТ.

С учетом влияния указанных условий на формирование социально-трудовой обстановки в стране, структурном и содержательном анализе СТК, можно сделать следующий краткосрочный прогноз на окончание 2024 года:

- в системообразующих отраслях экономики продолжат фиксироваться единичные случаи возникновения противостояний в социально-трудовой сфере. По-прежнему значимая доля СТК станет трудовыми конфликтами по интересам (около 70% от общего количества), которые не будут связаны с прямыми нарушениями трудового законодательства;

- количество регистрируемых новых СТК сохранится незначительным;

- средний уровень напряженности трудовых отношений будет поддерживаться в медучреждениях отрасли Здравоохранения в силу нерешенности проблем с дефицитом медработников среднего и первичного звена и низкими заработными платами, количество актуальных трудовых конфликтов останется значительным;

- источниками СТК по праву по-прежнему останутся проблемы невыплат и задержек заработной платы на предприятиях частных форм собственности;

- длительность СТК продолжит сохраняться высокой;

- в условиях нехватки квалифицированных сотрудников рабочих и инженерных специальностей, прежде всего в обрабатывающих производствах, дисбаланс на рынке труда сохранится значительным, что окажет вторичное влияние на конфликтный потенциал в трудовой сфере;

- в способах защиты трудовых прав работниками и профсоюзами по-прежнему активно будут применяться непубличные формы протеста (коллективные обращения в разные инстанции, угрозы проведения акций протеста, акции и мероприятия в социальных сетях);

- большая часть СТК может возникать в ЦФО и ПФО, по-прежнему наиболее конфликтными отраслями экономики сохранятся Здравоохранение и Деятельность сухопутного транспорта, другие возможные конфликтные отрасли – ЖКХ и Строительство.

Приведённый прогноз развития социально-трудовых отношений сделан исключительно на основе данных, полученных в результате мониторинга социально-трудовой обстановки, опосредованно учитывает влияние на конфликтность в трудовой сфере геополитической реальности.

 

Центр мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

{DOC_206569}


Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Председатель комиссии

Корчагин Александр Викторович

председатель Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства

{DOC_3011} {DOC_3012} {DOC_3013}
Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся женщин

Деятельность комиссии направлена на участие профсоюзов в формировании социальной политики государства по реализации принципа равной оплаты за труд равной ценности, без какой-либо дискриминации, создание равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда и социального обеспечения, повышение уровня информированности членских организаций ФНПР по вопросам гендерного равенства.

Председатель комиссии

Кузьмичева Елена Ивановна

Председатель Союза «Федерация профсоюзов Республики Татарстан»

Телефон: +7 (843) 236-93-14

Секретарь комиссии

Фирфаров Владислав Андреевич

заместитель руководителя Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-89-60

{DOC_1236}
Координационный комитет солидарных действий ФНПР

Деятельность комитета направлена на координацию и солидарную поддержку коллективных действий (забастовок, собраний, митингов, демонстраций, шествий и пр.) членских организаций ФНПР, оказание методической и правовой помощи при проведении коллективных действий, организацию и проведение коллективных переговоров, консультативных совещаний с участием представителей сторон социального партнерства на федеральном и региональном уровнях.

Председатель комиссии

Некрасов Сергей Геннадьевич

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-72

Организационное обеспечение деятельности комитета

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-84-18

{DOC_50558}
Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения

Методический совет ФНПР реализует решения коллегиальных органов ФНПР в области развития профсоюзного образования и науки, осуществляет координацию работы по формированию единого образовательного пространства ФНПР, проводит научно-методический анализ актуальных проблем профсоюзного движения, изучает практики работы учебных и научных учреждений профсоюзов, членских организаций ФНПР, профсоюзных структур различного уровня и готовит рекомендации по совершенствованию их деятельности.


Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

{DOC_1232} {DOC_1235}
Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России, (далее – Молодежный совет ФНПР) создан для разработки предложений,  планов мероприятий  и реализации молодежной политики ФНПР, координации работы молодежных советов членских организаций ФНПР.

При активном участии членов Молодёжного совета разрабатываются и осуществляются комплексные социально-экономические программы по работе с молодежью, акции направленные на социально-экономическую защиту прав рабочей молодёжи.

Члены Молодежного совета ФНПР являются активными участниками акций проводимых под эгидой ФНПР.

Председатель Молодёжного совета ФНПР

Мазур Александра Константиновна

ведущий специалист социально-экономического отдела Аппарата Нефтегазстройпрофсоюза

Телефон: +7 (495) 938-79-25

{DOC_1240} {DOC_1239} {DOC_4000} {DOC_4002} {DOC_3961} {DOC_3962} {DOC_3963} {DOC_4982} {DOC_5789} {DOC_9659} {DOC_11350} {DOC_12635} {DOC_14065} {DOC_30613} {DOC_41828} {DOC_49743} {DOC_68858} {DOC_69525} {DOC_92485} {DOC_93300} {DOC_94558} {DOC_145794} {DOC_202284} {DOC_208775} {DOC_218253} {DOC_234194}
Комиссия по информационной политике
Деятельность Комиссии по информационной политике направлена на развитие системы информационной работы в ФНПР и членских организациях ФНПР. На заседаниях комиссии проводят обсуждения текущей информационной политики Федерации Независимых Профсоюзов России, вырабатывают предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности специалистов, отвечающих за информационную работу в членских организациях ФНПР, заслушивают от них информацию по вопросам, относящимся к деятельности комиссии.

Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Секретарь комиссии

Попов Виталий Андреевич

Редактор-консультант Департамента по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения Аппарата ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-77-02

{DOC_1103}
Отправьте обращение в ФНПР
или получите юридическую консультацию
Фамилия
Имя
Отчество
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Телефон
Вы должны являться абонентом (владельцем) указанного номера
Текст обращения (вопрос не должен превышать 2000 знаков)
В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения в установленные сроки необходимо в тексте обращения указать место работы и принадлежность к профсоюзу.
Добавить файл
Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы: docx, doc, xls, xlsx, rtf, txt, pdf, jpeg, jpg, tiff, tif.
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Получите социальную защиту
или отправьте обращение в ФНПР
Фамилия, имя и отчество*
Укажите, если хотите чтобы консультант обратился персонально
Телефон*
E-mail*
В каком профсоюзе вы состоите?*
Описание ситуации по вопросам назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством*
Вопрос для получения консультации*
Добавить файл
Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы: docx, doc, xls, xlsx, rtf, txt, pdf, jpeg, jpg, tiff, tif.
Заявка на санаторно-курорное обслуживание
Фамилия, имя и отчество
Укажите, если хотите чтобы консультант обратился персонально
Телефон
Вы должны являться абонентом указанного номера
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Название вашего профсоюза
Начните ввод и выберите свой профсоюз из списка в подсказках
Субъект Российской Федерации
Начните ввод и выберите свой субъект из списка в подсказках
Ваше место работы
Укажите название компании или организации, в которой вы работаете
Параметры путевки


Дата заезда
Узажите точную дату заезда
Дата выезда
Узажите точную дату выезда
Выберите регион
Выберите желаемый объект размещения
Начните ввод и выберите объект размешения
Количество взрослых
Выберите
Количество детей
Выберите
Ваш вопрос консультанту
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Ваше обращение отправлено успешно
Переезд!
Запущено бета-тестирование функционала нового Личного кабинета членской организации.
Старая версия кабинета еще будет доступна некоторое время.
Оценить новую версию Личного кабинета можно по ссылке:
lk.fnpr.ru