• Все округа
  • ДФО
  • ПФО
  • СФО
  • СЗФО
  • СКФО
  • УФО
  • ЦФО
  • ЮФО
  • Алтайский край
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Город Москва
  • Город Санкт-Петербург
  • Город Севастополь
  • Донецкая Народная Республика
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Запорожская область
  • Ивановская область
  • Иркутская область
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Камчатский край
  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Липецкая область
  • Луганская Народная Республика
  • Магаданская область
  • Московская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Псковская область
  • Республика Адыгея (Адыгея)
  • Республика Алтай
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Республика Калмыкия
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Северная Осетия – Алания
  • Республика Татарстан (Татарстан)
  • Республика Тыва
  • Республика Хакасия
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
  • Херсонская область
  • Челябинская область
  • Чеченская Республика
  • Чувашская Республика – Чувашия
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Ярославская область
Другие сайты ФНПР
Все проекты ФНПР
1
Укажите, в какой отрасли вы работаете
2
Ваш профсоюз
Выбрать

title

Анализ развития социально-трудовых конфликтов в Российской Федерации (январь-сентябрь 2024 г.)

17 октября 2024
Новости ФНПР
2310

(по материалам аналитического бюллетеня
Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
за январь-сентябрь 2024 года,
www.industrialconflicts.ru)


Факторы,  определяющие социально-трудовую обстановку в 2024 году

На формирование социально-трудовойобстановки в РФ и конфликтного потенциала в трудовой сфере в период с января посентябрь 2024 года оказывали воздействие следующие факторы: значительнаянапряженность на рынке труда по причине дисбаланса между высоким спросом нарабочую силу и её низким предложением, низкий уровень безработицы, находящийсяна историческом минимуме (2,4%, по методике МОТ); растущие издержки предприятийна удовлетворение потребностей в специалистах разных профилей, которыесопровождались увеличением предлагаемых зарплат сотрудникам и ростом расходовна повышение производительности труда и оптимизацию производств; несоответствиеструктуры и качества подготовки кадров задачам по наращиванию производств,особенно в обрабатывающих отраслях; ограниченные возможности по кредитованиюпредприятий, которые становятся главным тормозом экономического развития; ростсамозанятости, которая применяется не только в платформенных видах деятельностии сфере услуг, но и проникает в реальные секторы экономики, усиливая деградациютрадиционных трудовых отношений и создание предпосылок к ущемлению трудовыхправ работников. Значительное влияние на стабильность социально-трудовой сферыоказали события, развивавшиеся в течение второго-третьего кварталов, вмедучреждениях отрасли Здравоохранения, где были зарегистрированымногочисленные СТК в отделениях (станциях) СМП районных и центральных больниц внебольших населенных пунктах, в ходе которых фельдшеры и водители проводилиакции протеста (коллективные видеообращения) по причинам дефицита кадров инизких заработных плат работников. Выдвигались требования о включении даннойкатегории работников в Перечень получателей специальной социальной доплаты (по ПостановлениюПравительства РФ №343 от 20.03.2024).


Территориальные показатели СТК

По истечении девяти месяцев 2024 года,по данным мониторинга и анализа сообщений о конфликтах в социально-трудовойсфере, Центром зарегистрировано 146 СТК (+44%, в сравнении с аналогичнымпериодом прошлого года), из них 97 СТК (65%) в отрасли Здравоохранение. Зафиксированомаксимальное количество СТК для выбранного периода в наблюдаемом трехлетнемцикле. Показатели растущей напряженности социально-трудовых отношений,причины и другие характеристики СТК в основном были продиктованы событиями,протекавшими во втором-третьем кварталах в медучреждениях отраслиЗдравоохранения, где было зафиксировано преобладающее количество СТК.

Наибольшее количество противостояний всоциально-трудовой сфере развивалось в Сибирском федеральном округе – 36 (25%от общего количества). В аналогичном периоде 2023 года «лидером» по количествуСТК был ЦФО – 27 (26%). СТК были зарегистрированы во всех федеральных округахбез исключения, как и в предыдущие годы.

Анализ распределения зарегистрированных новых и развивающихся (актуальных)СТК от месяца к месяцу показал, что вовтором квартале ключевые показатели напряженности социально-трудовых отношенийи конфликтный потенциал возросли значительно, увеличившись со среднего довысокого уровня, а количество актуальных СТК возросло практически в три раза,по причине многочисленных акций протеста медиков (фельдшеров) среднего звена ивспомогательного персонала (водителей) станций скорой помощи в небольшихнаселенных пунктах 38 субъектов РФ и их требованиями выплат новой социальнойнадбавки как для работников первичного звена Здравоохранения (по ПостановлениюПравительства РФ №343 от 20.03.24). В дальнейшем, в результате активноговзаимодействия сторон социального партнерства в большинстве субъетов РФ удалосьвзять ситуацию под контроль и урегулировать частично проблемы с низкимизаработными платами медработников и водителей ССМП, увеличив выплаты за счетрегиональных бюджетов. Показатели напряженности социально-трудовых отношений иконфликтного потенциала в третьем квартале текущего года вернулись на низкийуровень. В этот период Профсоюз работников здравоохранения (ФНПР) активновзаимодействовал с Минздравом РФ и региональными органами исполнительнойвласти, предлагая внести изменения в Постановления Правительства РФ №2568 и№343. Организованный ЦК Профсоюза мониторинг ситуации по вопросам, связанным среализацией полномочий субъектов РФ в части расширения за счет региональныхбюджетов категорий медработников, имеющих право на специальные социальныевыплаты, на основании п.14 постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568,дал результат. К окончанию августа новая нормативная правовая база былаутверждена в 49 субъектах РФ, из них в 36 – размер специальной социальнойвыплаты медикам и водителям скорой помощи увеличен и установлен в зависимостиот численности населения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от20.03.2024 №343.

По оценке Центра, социально-трудовая обстановка в стране в наблюдаемомпериоде 2024 года оценивалась как стабильная, при увеличении доли трудовых конфликтовпо интересам и снижении доли СТК по праву в общей массе трудовых конфликтов.Значительное увеличение общего числа СТК, произошедшее в отрасли Здравоохранениево втором квартале, привело к количественному росту всех показателей,используемых при анализе и оценке социально-трудовой обстановки. Вместе с тем,негативного влияния на конфликтность в других отраслях экономики данныепроблемы не оказали, так как причины трудовых конфликтов актуальныисключительно для сферы медицины и касаются работников станций скороймедицинской помощи. Социально-трудовая обстановка в медучреждениях и на ССМП вразные годы периодически обостряется и в большей мере связана с характернымидля данной отрасли проблемами - низкими заработными платами большинстваработников государственных медицинских учреждений, при высокой трудовойнагрузке и острой нехватке персонала.

Враспределении СТК и особенностях формирования социально-трудовой обстановки вразрезе федеральных округов за последние три года отмечены следующие тенденции: 

- «лидером» почислу СТК стал СФО, который значительно опередил другие федеральные округи(рост количества СТК практически в 3 раза);

- в 2024 годуотмечен рост СТК во всех федеральных округах, за исключением ДФО, из-за ростаконфликтности в медучреждениях отрасли Здравоохранение;

- ПФО, СФО иЦФО неизменно «входят в тройку» наиболее конфликтных регионов, в которых запоследние три года регистрировалось наибольшее количество СТК.

Также в данныхфедеральных округах в ходе СТК фиксировалось наибольшее количество забастовок идругих публичных форм протеста;

- наибольшуюдинамику прироста числа СТК, в трехлетнем периоде, продемонстрировали СЗФО иЮФО;

- СКФО -регион с наименее развитой промышленной инфраструктурой и меньшим количествомпредприятий секторов реальной экономики, традиционно демонстрирует низкийконфликтный потенциал и напряженность социально-трудовой обстановки;

- наибольшееколичество СТК по-прежнему фиксируется в экономически развитых регионах страны,с высокой концентрацией промышленной и производственной инфраструктуры,высокими показателями численности рабочей силы, наиболее активными имногочисленными профсоюзными организациями.

СТК зафиксированы в 55 субъектах РФ (65% от всех субъектов РФ) (2022 – 46субъектов (54%), 2023 – 47 (55%)). Данные по количеству и территориальномураспределению СТК в текущем году и другие характеристики указывают на росттерриториальной диверсификации в трехлетней ретроспективе. Наиболее конфликтнымрегионом, по количеству противостояний, стал Алтайский край (СФО) – 16 СТК.Далее следуют  Челябинская область (УФО)– 8 СТК, Красноярский край (СФО) – 6 СТК, Ростовская область (ЮФО) – 6 СТК,Пермский край (ПФО) – 6 СТК.


Отраслевые показатели СТК

СТК зафиксированы в двенадцати отрасляхэкономики (2022 – 13 отраслей, 2023 – 15 отраслей). За последние три годаотраслевая диверсификация минимальна, за все время наблюдений с 2012 года,несмотря на значительные колебания количества СТК.

В отраслевом разрезе производственной инепроизводственной сфер экономической деятельности наиболее конфликтными втекущем году стали: Здравоохранение (97 СТК, 65,5% от общего количества), ЖКХ(11 СТК, 7%), Деятельность сухопутного транспорта (10 СТК, 6%). Ростконфликтного потенциала в медучреждениях отрасли Здравоохранения реализовался вапреле 2024 года после вступления в силу Постановления Правительства РФ от20.03.24 - №343 о повышении размеров ежемесячных специальных социальных выплатдля медицинских работников первичного звена в небольших населенных пунктах, чтои вызвало рост социальной напряженности в трудовых коллективах ССМП, которые невошли в Перечень получателей выплат.

Следует отметить, что, несмотря насложившиеся сложные внешние и внутренние условия, оказывающие влияние на курс иразвитие российской экономики, роста количества СТК в стратегических исистемообразующих отраслях не произошло. Зафиксировано отсутствие или единичныеслучаи трудовых конфликтов в таких важных отраслях экономики, какМеталлургическое производство, Добывающая промышленность, Производствометаллических изделий, Машиностроение, Электроэнергетика и др.

Динамикараспределения СТК по основным конфликтным отраслям экономики от месяца к месяцухарактеризовалась следующими особенностями: большая часть СТК в каждом измесяцев фиксировалась в медучреждениях отрасли Здравоохранения; в «тройкелидеров» неизменно находились Здравоохранение,ЖКХ, Деятельность сухопутного транспорта; на фоне продолжающегося ростаэкономических показателей во многих сферах народного хозяйства в 2024 году,ситуация в социально-трудовой сфере в связи с ведением СВО ВС РФ на территорииУкраины и действием санкций западных государств против российской экономики,изменений в отраслевом перераспределении СТК не фиксируется.

В трехлетнем цикле наблюденийраспределение СТК по отраслям экономики, в которых фиксировалось наибольшееколичество противостояний, характеризовалось следующими особенностями: Здравоохранениев наблюдаемом трехлетнем цикле – наиболее конфликтная отрасль экономики; количествоСТК в отраслях Обрабатывающих производствах снизилось в пять раз и сталоединичным; низкий уровень конфликтного потенциала сохраняется в Добывающейпромышленности, Сельском хозяйстве и Электроэнергетике, которые еще пять летназад были крайне нестабильными с высокой долей СТК; высокий конфликтныйпотенциал устойчиво сохраняется, как на частных, так и на муниципальныхпредприятиях пассажирских перевозок, а отрасль Деятельность сухопутноготранспорта регулярно «входит в тройку» наиболее конфликтных отраслей.Экономические, технологические и финансовые проблемы многих муниципальныхтранспортных предприятий на протяжении многих лет становятся главным источникомтрудовых конфликтов в данном секторе экономики, и выражаемым недовольствомработников низкими заработными платами и тяжелыми условиями труда.

Главными и характерными причинами СТК внаиболее конфликтных отраслях экономики в 2024 году стали: общий низкий уровеньзаработных плат работников; нарушения условий труда в связи с нехваткойперсонала, снижение (невыплата) различных премиальных выплат и надбавок(компенсаций). Устойчивых совпадающих тенденций в отраслевой причинности СТК втрехлетнем цикле не установлено.


Содержательные  характеристики СТК

Главные причины возникновения СТК внаблюдаемом периоде распределились следующим образом: низкий уровень оплатытруда работников (66% от общего количества СТК), нарушения условий труда (60%),невыплаты заработной платы (12%). По сравнению с аналогичным периодом прошлогогода, большая часть показателей по основным группам причин СТК снизилась, заисключением стремительного роста количества СТК по причинам низкого уровнязаработных плат и нарушений условий труда. Сложившаяся социально-трудоваяобстановка и перераспределение причинности трудовых конфликтов объясняетсянарастанием и реализацией конфликтного потенциала во втором-третьем кварталахтекущего года в медучреждениях отрасли Здравоохранения. В происходящих событияхучаствовали в основном неорганизованные в профсоюз работники, которые поставилисвоей целью добиваться индексации заработной платы через назначение выплатсоциальной надбавки и признания сотрудников скорой помощи медиками первичногозвена, на которых распространяются положения правительственного постановления№ 343.

В условиях значительного дефицита кадровна рынке труда и растущей инфляции, которая ведет к снижению покупательнойспособности заработной платы, действующие работники нередко вынужденыперерабатывать, брать дополнительную нагрузку для увеличения доходов по оплатетруда, что также сопровождается нарушениями графиков и режимов работы иусловиями труда и техники безопасности. За последние годы данные проблемыобострились особенно остро в Здравоохранении.

Обращаем внимание, что ключевая причинамногих СТК прошлых лет – невыплата заработной платы работникам, в наблюдаемомтрехлетнем периоде снизилась практически в три раза (с 41% до 12% от общегоколичества СТК).

Для понимания природы причинности СТК и еединамики, как ведущей характеристики в анализе противостояний всоциально-трудовой сфере, указываем на следующие основные тенденции, которые сложилисьза последние три года:

- стабильная социально-трудоваяобстановка, которая сохраняется и поддерживается в стране с 2022 года посленачала СВО ВС РФ, средний уровень напряженности социально-трудовых отношений инезначительное количество СТК в системообразующих отраслях реального сектораэкономики, обусловили снижение ключевых показателей по значимой группе причин;

- высокий конфликтный потенциал и ростчисла СТК в медучреждениях отрасли Здравоохранения, который был отмечен вбольшей части конфликтов на станциях СМП во втором-третьем кварталах, вызванпричинами «низкого уровня оплаты труда» сотрудников скорой помощи и«нарушениями условий труда», в связи с острой нехваткой персонала, чтоотразилось на стремительном увеличении показателей;

- доля СТК по причинам полной(частичной) невыплаты заработной платы работникам, устойчиво снижается (с 41%до 15%), и на текущий момент не является главным источником противостояний всоциально-трудовой сфере;

- более 80% всех СТК стали трудовыми конфликтами по интересам по причинамименно низкого уровня заработных плат работников, невыплат (отмен) различногорода надбавок (доплат и компенсаций), а также нарушений условий труда (графикови режимов работы, соблюдения мер ТБ), что определило цели для работников кдостижению при возникновении СТК;

- восстановление и рост производственнойактивности в ключевых отраслях экономики за последние два года послесанкционных шоков и ухода иностранных компаний из России, количество СТК попричинам «ликвидации предприятий», «сокращений работников» снизилось в трираза;

- снижение показателей по причинам«невыполнение условий действующего коллективного договора», «невыполнениеусловий действующего отраслевого (тарифного) соглашения», «препятствие деятельностипрофсоюзов со стороны работодателя» свидетельствует о высокой эффективностиорганизации трудовых отношений через социальное партнерство.


Юрисдикционная форма идлительность СТК

Основываясь на изучении и типологизациипричин, Центр осуществляет классификацию СТК по юрисдикционной форме, разделяяих на конфликты по праву и конфликты по интересам. Новая реальность всоциально-трудовой сфере, сложившаяся после февраля 2022 года, оказала влияниена перераспределение СТК как по этим основаниям, так и по характеристикам формколлективных действий, продолжительности противостояний, итогам и другим параметрамтрудовых конфликтов.

В 2024 году доля СТК по интересампродолжила увеличиваться, значительно превышая долю СТК по праву (81% к 19%),что обусловлено указанными выше причинами и реализовавшимся конфликтнымпотенциалом в отрасли Здравоохранения. Необходимо отметить, что высокаяэффективность деятельности ОГВ и надзорных ведомств по контролю за соблюдениемтрудового законодательства на российских предприятиях и исполненииработодателями своих обязательств по своевременной оплате труда работников, недопуская задержек и невыплат, значимом участии профсоюзов в защите трудовыхправ работников, также повлияли на низкий процент СТК по праву (по данным Росстата,в 2024 году суммарная просроченная задолженность по заработным платамработников предприятий (учреждений) от месяца к месяцу находится на уровнеисторического минимума (около 0,4 млрд. рублей).

С другой стороны, данные исследований в12-летнем периоде, которые проводит НМЦ «Трудовые конфликты» показывают, что увеличениедоли СТК по интересам независимо от конфликтного потенциала в конкретныхотраслях экономики (в текущем году с 69% до 81%) характерно для периодовнаступления устойчивого и стабильного развития экономики, снижениянапряженности в социально-трудовой сфере, но увеличивает продолжительностьнаблюдаемых противостояний, вовлеченность работников, усиливает роль иактивность профсоюзов, для защиты трудовых прав в основном применяютсянепротестные коллективные действия, и наоборот, повышение доли СТК поправу происходит в периоды нестабильности, когда регистрируется большоеколичество конфликтов с активными протестными действиями наиболее активнойчасти трудовых коллективов, с участием в основном неорганизованных работников,по причинам нарушения трудового законодательства, при ограниченных возможностяхпрофсоюзов защищать трудовые права, а активность вмешательства надзорныхведомств возрастает.

Средняя продолжительность противостоянийв ходе СТК увеличилась до 73 дней (2023 – 43 дня).


Формы собственности предприятий(организаций), на которых зарегистрированы СТК

121 СТК (83% от общего количества СТК)развивались на предприятиях, в учреждениях (организациях), находящихся вгосударственной (муниципальной) собственности, 25 СТК (17%) – в частнойсобственности. СТК, зарегистрированные на объектах государственной формысобственности, развивались в медицинских учреждениях по причинам низких заработныхплат фельдшеров и водителей скорых, которые добиваются выплат новой надбавки поПостановлению Правительства РФ №343, а также тяжелых условий труда на фонеострой нехватки специалистов. Наибольшее число СТК в Здравоохранении отмечено вСФО, ЦФО и ПФО. СКФО стал единственным округом, где все зарегистрированные СТК(4) протекали исключительно на государственных предприятиях (учреждениях). В трехлетнем цикленаблюдений отмечены существенные изменения в перераспределении СТК поформам собственности - доля СТК на государственных предприятиях (учреждениях)выросла с 36% до 83%.

В динамике распределения СТК, пооснованию наличия (или отсутствия) на предприятии коллективного договора,сохранилась тенденция к дальнейшему росту числа трудовых конфликтов на предприятиях(учреждениях), где заключены коллективные договоры (79% от общего количества),так как большая часть из них в текущем году развивалась в государственныхмедицинских учреждениях, где интересы работников активно защищают различные профобъединения.


Действия сторон социального партнерства

В развитии 103 СТК (71% от общегоколичества СТК) (2022 год – 53 (53%), 2023 год – 56 (56%)) работники ипрофсоюзы, с целью защиты трудовых прав и достижения выдвинутых к работодателямтребований, применяли активные формы протеста и общественно-наблюдаемыедействия, или угрожали начать протестные действия – наибольший показатель втрехлетнем периоде наблюдений, когда работниками наиболее активноиспользовалась такая форма коллективных публичных действий как акция (несанкционированноесобрание), на которой записывалось видеообращение для привлечения вниманияобщественности и ОГВ к проблемам в трудовых отношениях.

В сложившихся внутренних и внешнихусловиях, и тех изменений в социально-трудовой сфере, которые произошли послефевраля 2022 года, неорганизованные работники и профсоюзы придерживаютсявзвешенных и ответственных позиций по необходимости выходить на открытыепубличные акции протеста для защиты трудовых прав, чтобы не допустить ростасоциальной напряженности и дестабилизации обстановки. Для достижениявыдвигаемых требований, прежде всего по росту заработных плат и улучшениюусловий труда, применяются и совершенствуются новые форматы коллективныхдействий (мотивационныеи организационные действия в социальных сетях, коллективные видеообращения,флэш-мобы, интернет-акции и др.), которые в автоматизированной информационнойсистеме Центра объединены и сгруппированы в акции протеста, также активнопродолжают применяться коллективные обращения в ОГВ всех уровней сиспользованием ресурсов СМИ и профсоюзов. 

В наблюдаемом периоде количествозарегистрированных активных публичных форм протеста в ходе СТК в основном сохраняетсяна уровне показателей предыдущего года, за исключением роста количествапубличных акций протеста (88) в 4,6 раза, которые проводили медики и водителистанций (отделений) скорой помощи с записанными видеообращениями с требованиямио выплатах новой правительственной социальной надбавки, которая предусмотренадля медработников первичного звена в небольших населенных пунктах, и снижениемколичества коллективных обращений работников (42) на  -40%, по сравнению с аналогичным периодомпрошлого года. Формы протеста – голодовка и пикет в текущем году работниками неприменялись. Если временно не принимать во внимание количествозарегистрированных СТК в отрасли Здравоохранения, то на другие секторыэкономики приходится меньшее количество СТК, которое фиксировалось в каждомпериоде трехлетнего цикла наблюдений – 49 (2022 год – 78 СТК, 2023 - 67 СТК). Втечение второго и третьего кварталов сравнительный показатель соотношенияколичества СТК 2024 и 2023 г.г. постепенно снижался (апрель – 2,6 раза, май –2,3 раза, июнь – 1,9 раза, июль – 1,7 раза, август – 1,5 раза, сентябрь – 1,4раза).

Коллективные обращения работников иакции протеста, в ходе которых записываются видеообращения в адрес ОГВразличных уровней с требованиями вмешательства и защиты трудовых прав, за последниенесколько лет стали доминирующими формами выражения протеста и привлечениявнимания других сторон социального партнёрства при широкой информационнойподдержке СМИ и профсоюзных ресурсов, и активного использования социальныхсетей. Отдельно обращаем внимание, что территориальные и отраслевые профсоюзы,входящие в ФНПР, как сторона социального партнерства продолжают занимать в ходеСТК конструктивную позицию, используют для урегулирования конфликтов в первуюочередь переговоры, социальный диалог, и лишь в исключительных случаяхприбегают к проведению публичных протестных акций. Вместе с тем, профсоюзнаясторона стоит на позиции, что забастовка остаётся важным инструментом длятрудовых коллективов и эффективной формой борьбы за трудовые права.

В ходе развития СТК 14 протестных акцийработников (8 СТК по праву, 6 СТК по интересам) классифицированы как забастовкис остановкой производственных процессов и выдвижением требований к работодателюпо устранению нарушений трудовых прав. Данные протестные акции проведенынеорганизованными работниками по причинам невыплат (задержек) заработной платы,требований увеличить уровень оплаты труда и улучшить условия труда. Забастовкиобъявлялись на предприятиях муниципального пассажирского транспорта (6), напредприятиях ЖКХ (4), в Здравоохранении (1), Деятельности гостиниц (1), напредприятиях Обрабатывающих производств (1), в Электроэнергетике (1).

Установленная ранее в НМЦ «Трудовыеконфликты» закономерность снижения протестной активности работников, приувеличении доли СТК по интересам, подтверждается и в текущем году. В развитииСТК и в ходе акций протеста неорганизованными работниками и профсоюзнымиорганизациями выдвигались исключительно экономические требования по защитетрудовых прав и усилению роли государства в управлении экономикой.Контент-анализ сообщений и содержания событий свидетельствует, чтопротивостояний между работниками и работодателями из-за проблем,непосредственно связанных с введенными против российского государстванезаконных ограничений со стороны «коллективного Запада» и СВО ВС РФ наУкраине, не отмечено.

В наблюдаемом периоде в 10 СТК (7% отобщего количества) (2022 – 44 СТК (44%), 2023 – 47 СТК, 47%) непосредственностороной трудового конфликта выступили первичные профсоюзные организации предприятий,которые защищали трудовые права работников. В 97 СТК (66% от общего количества)(2022 – 44 СТК (44%), 2023 – 33 СТК (70%)) активную поддержку как первичнымпрофорганизациям, так и неорганизованным работникам оказывали территориальные иотраслевые объединения профсоюзов.

Еслироль и участие первичных профсоюзных организаций предприятий (учреждений), какстороны трудового конфликта, в текущем году снижались, по указанным вышепричинам, то членские организации ФНПР (территориальные и отраслевые профсоюзыв субъектах РФ) принимали самое активное участие в защите трудовых правработников и включались во все СТК, которые развивались на предприятиях, гдедействуют как их первичные организации, так и в случае обращений со сторонынеорганизованных работников (оказывали юридическую и организационнуюподдержку).

Так, в ходе СТК в Центральном ТеатреРоссийской армии (ЦАТРА, г. Москва), в котором новое руководство учрежденияпринуждало сотрудников увольняться по собственному желанию и оказывалопсихологическое давление, актеры, не найдя поддержки в действующейпрофорганизации ЦАТРА, решили создать новую первичку в составе Московскойгородской территориальной организации Российского профсоюза работников культуры(ФНПР). Председатель Московской городской территориальной организацииРоссийского профсоюза работников культуры помогла многим актерам столичныхтеатров в отстаивании их трудовых прав, в том числе в суде. Артисты ФГБУК“Центральный академический театр Российской Армии” Министерства обороны РФнаправили Президенту РФ открытое обращение. Московская организация профсоюзаработников культуры (ФНПР) продолжает оказывать необходимую юридическую помощьновой первичной профсоюзной организации Центрального Театра Российской армии. ВМещанский районный суд г. Москвы при помощи профсоюзных юристов подготовлены инаправлены иски работников, уволенных в связи с окончанием срока трудовогодоговора. Сокращения работников приостановлены, но давление на членов профсоюзасо стороны руководства театра, оказывается.

Чаще всего на современном этапепрофсоюзы вступают в противостояния с работодателями по вопросам индексациизаработных плат работников, устранению нарушений условий труда, сохранениюпроизводств и рабочих мест, противодействию работодателям, которые ограничивалипрофсоюзную деятельность на предприятии и оказывали давление на профсоюзныхлидеров. Характерным примером стали события в Челябинской области (УФО), гдеруководство агрофирмы «Ариант» в одностороннем порядке расторгло коллективныйдоговор с первичной профсоюзной организацией предприятия и председателюпрофсоюза закрыли вход на завод. Федерация профсоюзов Челябинской области(ФНПР) направила жалобу в региональную прокуратуру с требованием провестипроверку действий руководства и привлечь виновных к ответственности. Состояласьвстреча председателя Федерации профсоюзов Челябинской области (ФНПР) сруководством ООО «Агрофирма «Ариант» по обсуждению конфликта с первичнойпрофсоюзной организацией предприятия. Осуществлена методическая помощьпредседателю первичной профсоюзной организации по подготовке кколлективно-переговорной компании о наделении полномочиями первичнуюпрофсоюзную организацию ООО «Агрофирма Ариант» представлять интересыработников. После этого председатель первичной профсоюзной организации, казначейпрофкома, допущены на свои рабочие места, и ведут активную работу по подготовкеколлективных переговоров и заключении нового коллективного договора.

Отдельно обращаем внимание, что 2024 годобъявлен Президентом РФ В.Путиным - Годом семьи, и профсоюзы в своей работеуделяют внимание благополучию семей, продвижению семейных ценностей, защитетрудовых прав и интересов работников с семейными обязанностями. Приоритетнымизадачами профсоюзных организаций являются: обеспечение достойной заработнойплаты работников, чтобы семьи могли жить в достатке и гарантировать своим детямуспешное будущее; создание безопасных условий труда, чтобы каждый трудящийсямог возвращаться домой к своей семье здоровым и невредимым; развитиесоциального партнёрства и расширение возможностей объединения в профсоюзы длявсех категорий трудящихся, чтобы семьи могли ощущать защиту и поддержку. Всоответствии с Постановлением Исполкома ФНПР от 21.08.2024 № 6-1 и поддерживаятрадиции профсоюзного движения, во Всемирный день действий «За достойный труд!»провести акции и мероприятия под девизом – «Достойный труд – основаблагополучия семьи!».

В СТК, где известна численностьучастников всех протестных действий (публичных и непубличных) и работающих напредприятии, возможно определение средней вовлеченности работников вколлективные действия, которая в наблюдаемом периоде снизилась на -21%, исоставила 23%, так как доля медицинских работников станций (отделений) скоройпомощи, которые наиболее активно участвовали в СТК текущего года, являются незначительнойчастью трудовых коллективов медицинских учреждений. На фоне сохранения невысокого общего количества общественных протестных акций в развитии СТК, призначительной событийной насыщенности, потери рабочего времени от забастовок(приостановлений работы) и других протестных мероприятий умеренно снизились исоставили около 6900 человеко/дней. Отмечаем, что стороны трудовых конфликтовболее активно вступают в переговоры для разрешения неурегулированныхпротиворечий в трудовых отношениях и достижении компромиссов, с привлечениемОГВ как стороны социального партнерства.

Экспертами Центра, в ходе мониторинга и анализа сообщений о развитиисоциально-трудовых отношений и формировании социально-трудовой обстановки врегионах РФ, изучаются и рассчитываются другие важные характеристики ипоказатели для оценки угроз к нарастанию социальной нестабильности, в частностиаддитивный показатель напряжённости событий (АДН), который определяется наосновании весов событий и степени их влияния на увеличение (снижение) напряжённостисоциально-трудовых отношений в субъекте РФ. Если в анализируемом еженедельномпериоде произошло больше событий, увеличивающих напряжённость трудовыхотношений (забастовки, митинги, пикеты, голодовки, угрозы протестных действий идр.), то АДН присваивается весовой коэффициент <0,  если произошло больше событий, уменьшающихнапряжённость (выплаты зарплат, устранение противоречий, переговоры сторон,заседания трёхсторонних комиссий, действия прокуратуры, Роструда по контролю засоблюдением трудового законодательства, вмешательства ОГВ и т.д.) – АДН > 0.К окончанию наблюдаемого периода положительный аддитивный показательнапряжённости событий получен во всех федеральных округах, кроме УФО, в отличииот сравнительного периода прошлого года, в котором лишь в ПФО был отмеченнезначительный положительный показатель, что свидетельствует о стабильнойсоциально-трудовой обстановке в стране в текущем году и преобладающемколичестве событий в социально-трудовой сфере с конструктивным содержанием.Наименьший положительный показатель получен для СФО и УФО, наибольший – ЦФО.

Работодатели,как сторона социального партнерства не всегда придерживаются законодательных идоговорных положений, что ведет к возникновению противоречий и, как следствие,к социально-трудовым конфликтам.

По итогам наблюдаемогопериода в 67 СТК (46% от общего количества) (2022 – 67 СТК (67%); 2023 - 69 СТК(68%)) зафиксированы деструктивные действия работодателей, которые умышленно,или в силу складывающихся обстоятельств, напрямую вели к нарушениям законныхтрудовых прав работников:

- в 23 СТК (16%)работодателями нарушен порядок и размеры дополнительных выплат (премий,надбавок) работникам;

- в 19 СТК (13%)нарушались условия труда и техника безопасности;

- в 15 СТК (10%)невыплаты заработной платы работникам достигали сроков свыше двух месяцев;

- в 9 СТК (6% от общегоколичества) работодатели принимали решение о сокращении работников безсогласований с профсоюзами или трудовыми коллективами;

- в 2 СТК (1,3%)работодателем нарушен порядок и правила при оформлении трудовых отношений сработниками (ст. 67 ТК РФ);

- в 1 СТК (0,6%)работодатель осуществлял неофициальную выплату зарплат;

В 10 СТК (7% от общегоколичества) работодатели открыто отказались вести социальный диалог сработниками, но и, защищая свои интересы, откровенно шли на эскалацию трудовогоконфликта и осуществляли деструктивные действия.

По данным мониторинга участие ОГВ и НО,с принимаемыми мерами к урегулированию противостояний и устранению проблем втрудовых отношениях, было отмечено в 85 СТК (58% от общего числазарегистрированных СТК). В 61 СТК (42%) противоборство развивалось в системе«работник – работодатель».

Наиболее высокую активность иэффективность демонстрировали региональные органы власти и надзорные ведомствасубъектов РФ по контролю за соблюдением трудового законодательства,вмешательство которых позволяло в кратчайшие сроки устранять причины СТК,прежде всего, когда это касалось низкого уровня заработных плат и условийтруда, а также своевременности оплаты труда работников (55 СТК, 65% отколичества СТК, в которых принимали участие ОГВ и НО).

Данные по федеральным округамдемонстрируют, что наиболее активное участие в контроле за соблюдениемтрудового законодательства и урегулировании противоречий в социально-трудовойсфере принимали ОГВ и НО в СЗФО - 9 СТК (69%), СФО – 21 СТК (58%).

Следует отметить, что во всехфедеральных округах, кроме ДФО и СКФО, в урегулировании СТК принимали участиеОГВ регионального уровня. В ЮФО принимали участие в урегулировании СТК только ОГВрегионального уровня. ОГВ муниципального уровня наиболее эффективно участвовалив урегулировании СТК в ДФО (100%) и ЦФО (67%), низкая включенность ОГВмуниципального уровня отмечена в субъектах СЗФО (11%) и СФО (19%). В СКФО неотмечено участие ни одного из уровней ОГВ. Во всех федеральных округах участиев урегулировании СТК принимали надзорные ведомства разных уровней.

Активное участие в урегулировании СТКпринимали и надзорные ведомства, прежде всего регионального уровня (не менее40% от всех зарегистрированных СТК), наиболее активное их участие отмечено вСЗФО (100%), СКФО (100%), ПФО (78%) и УФО (55%). Также, в их адрес направлялисьобращения и жалобы работников по нарушениям трудовых прав, которые напрямую неотносились к нарушениям законодательства. Наиболее часто вмешивались ипринимали меры по устранению нарушений трудового законодательства надзорныеведомства местного уровня в СКФО (100%), ЦФО (80%) и СФО (56%).

Участия надзорных ведомств федеральногоуровня в ходе СТК не отмечено.


Оценка формирования социально-трудовой обстановки вмоногородах

В ходе мониторинга сообщений осоциально-трудовой обстановке в регионах особое внимание уделяется изучениюсобытий, происходящих в моногородах. Для классификации СТК по категориямиспользуется Перечень монопрофильных муниципальных образований, утверждённыйПравительством РФ (Распоряжение от 29 июля 2014 г. № 1398. В данныхмуниципальных образованиях в наблюдаемом периоде зарегистрировано 25 СТК (17%от общего числа СТК) в 7 федеральных округах (4 СТК – в моногородах 1-йкатегории, 15 СТК - в моногородах 2-й категории, 6 СТК - в моногородах 3-йкатегории). Вмоногородах СКФО СТК не зафиксировано. Динамика распределения СТК вмоногородах по юрисдикционному основанию показывает, что в отличие от другихмуниципальных образований большая часть СТК, год от года, классифицируются какконфликты по интересам, которые возникали на фоне ликвидации (закрытии)производств и вели к массовым сокращениям персонала; также работники нередкопротестовали против тяжелых условий труда и низких зарплат.

Количество СТК в моногородах РФ возросло в2024 году на +47%, и также связано с ростом конфликтности в медучрежденияхотрасли Здравоохранения. Социально-трудовая обстановка оценивается какстабильная со средним конфликтным потенциалом (2022 год – 11 СТК (11%), 2023 год – 17 СТК (17%)).

Наиболее конфликтными субъектами РФ, вмоногородах которых отмечено наибольшее количество СТК, стали: Алтайский край(3 СТК), Кемеровская область – Кузбасс (2 СТК).

Наибольшее количество социально-трудовыхконфликтов регистрировалось на предприятиях и учреждениях отраслейЗдравоохранения (20 СТК) и Обрабатывающих производств (2 СТК).

Анализ причин СТК в моногородах показал,что в 2024 году вопросы соблюдения трудового законодательства по оплате трудаработников не стали значимыми источниками противостояний в социально-трудовойсфере. На первый план вышли проблемы общего низкого уровня оплаты труда,нарушения условий труда и отмены или невыплаты надбавок (доплат). Зафиксировано20 СТК по интересам, 5 – по праву.  СТК,протекающих на предприятиях, находящихся в состоянии банкротства, незафиксировано. 23 СТК протекали на крупных предприятиях, 1 СТК – на среднем, 1СТК – на малом. 1 СТК протекал на предприятии, где участниками конфликта быливахтовые работники.

Завершились и урегулированы 24 СТК: 75%СТК (от общего количества завершившихся СТК в моногородах) завершились полнымили частичным удовлетворением требований работников (требования работниковудовлетворены полностью – 8 СТК, требования работников удовлетворены частично –10 СТК), 25% СТК завершились отказом от удовлетворения требований работников (требованияработников оставлены без удовлетворения – 6 СТК.


Итоги СТК

К окончанию третьего квартала 2024 годазавершились и урегулированы 140 СТК из 146 зарегистрированных: 27 СТК (19% отчисла завершившихся) завершились выполнением работодателями требованийработников, 64 СТК (46%) – требования частично удовлетворены, в 49 СТК (35%) -работникам отказано в удовлетворении заявленных требований, достичьпоставленных целей по защите трудовых прав не удалось. Значительная частьурегулированных СТК протекала в медучреждениях отрасли Здравоохранения попричине требований фельдшеров и водителей скорой помощи выплачиватьправительственную социальную надбавку по Постановлению № 343 и завершилисьтолько частичным удовлетворением или отказами от выполнения заявленныхработниками требований.

В наблюдаемом периоде, из-за сложившейсяситуации в сфере Здравоохранения, значительно снизилась доля СТК, завершившихсяполным достижением работниками (профсоюзами) целей по защите трудовых прав ивыполнением работодателями всех выдвинутых сотрудниками требований (-28%, всравнении с аналогичным периодом прошлого года).

В 49 СТК, где работникам было отказано вудовлетворении требований, поднимались вопросы увеличения заработных плат ивыплат новых надбавок и компенсаций. Высокая доля урегулированных СТК снегативным результатом для работников (35%) объясняется преобладающимколичеством трудовых конфликтов по интересам, в которых особенно трудно достичьжелаемого результата, так как прямых нарушений трудового законодательства нет,а выполнение заявленных работниками требований напрямую зависит не только от ихнастойчивости и упорства в защите трудовых прав, но и от желания и возможностейработодателя решать проблемы трудовых отношений, особенно в вопросах индексациизаработных плат. Так, на примере значимого количества СТК в медучреждениях,отмечаем, что в субъектах РФ при активном участии всех сторон социальногопартнерства (региональных правительств, трехсторонних комиссий, территориальныхорганизаций Профсоюза работников здравоохранения (ФНПР)), постепенно решаютсяпроблемы в трудовых отношениях, возникшие после многочисленных видеообращениймедиков среднего звена и вспомогательного персонала станций (отделений) скоройпомощи районных и муниципальных медучреждений и требованиями работников овыплате социальной надбавки по Постановлению Правительства РФ №343. Уровеньсоциальной напряженности в трудовых коллективах медучреждений отдельныхсубъектов РФ снижается, с положительным итогом для медработников урегулированряд конфликтов. Вместе с тем, в ряде случаев получен отказ в удовлетворениизаявленных требований, так как местные власти ссылаются на федеральный характерПостановления № 343.

СТК, завершившиеся отказом от удовлетворения требований работников, иличастичным удовлетворением их требований, создают остаточный потенциал (ОП),который является питательной средой для возобновления СТК или начала новогопротивостояния по другим причинам. Уровень остаточного потенциала (низкий,средний, высокий) указывает на вероятность возобновления СТК. В соответствии сошкалой оценки ОП, его распределение выглядит следующим образом:

- 53 СТК (39% от общего числа), которые завершились с высокимостаточным потенциалом, имеют высокую вероятность к возобновлениюпротивостояний, так как работникам было отказано в удовлетворении выдвинутыхтребований.  Это самый высокий показательв наблюдаемом трёхлетнем цикле;

- 24 СТК (17% от общего числа завершившихся СТК), несмотря намногоплановость причин возникновения и зачастую сложный процесс урегулирования,оценены с низким ОП.

Преобладающее количество урегулированных СТК с низким остаточнымпотенциалом позволяет спрогнозировать устойчивость и стабильностьсоциально-трудовой обстановки на ближайшую перспективу.


Прогноз развития социально-трудовыхотношений

Социально-трудоваяобстановка в течение трех кварталов 2024 года экспертами Центра оценивалась какстабильная, без рисков ухудшения в среднесрочной перспективе, конфликтныйпотенциал в трудовой сфере колебался от низкого до среднего уровня. Во втором квартале реализовался спрогнозированный ранее ростконфликтного потенциала и напряжённости социально-трудовых отношений вмедучреждениях малых городов в отрасли Здравоохранения после вступления в силуПостановления Правительства РФ от 20.03.24 - №343 (по поручению Президента РФВ.Путина повышены размеры ежемесячных социальных выплат для медицинскихработников первичного звена, которые трудятся в сельской местности, районныхцентрах и малых городах), что вызвало значительное увеличениезарегистрированных СТК. В ряде медучреждений районных (муниципальных) больницфельдшеры и водители скорых заявили свои требования о включении даннойкатегории медработников в Перечень для выплат, что и стало источникомпротивостояний. Общероссийский профсоюз работников здравоохранения (ФНПР)направил несколько обращений в Правительство РФ и призвал повысить специальныесоцвыплаты для сотрудников скорой помощи, а также установить их для водителейэтой службы. К окончанию третьего квартала проблемы скорой помощи выборочнорешались в отдельных субъектах РФ принятием региональных законов ипостановлений об индексации заработных плат медработников и водителей скоройпомощи.

Внешниеи внутренние условия оказывали свое влияние на социально-трудовую сферу иразвитие трудовых отношений. На значительную напряженность на рынке труда влиялдисбаланс между высоким спросом на рабочую силу и её низким предложением, атакже низкий уровень безработицы, который в текущем году достиг историческогоминимума (2,4%, по методике МОТ). Растущие издержки предприятий наудовлетворение потребностей в специалистах разных профилей, сопровождалисьдействиями работодателей по увеличению предлагаемых зарплат сотрудникам иростом расходов на повышение производительности труда и оптимизациюпроизводств. Несоответствие структуры и качества подготовки кадров существующимзадачам по наращиванию выпуска значимой продукции, особенно в обрабатывающихотраслях, ограниченные возможности по кредитованию - становятся главнымтормозом экономического развития. Рост самозанятости, которая применяется нетолько в платформенных видах деятельности и сфере услуг, но и проникает вреальные секторы экономики, усиливает деградацию традиционных трудовыхотношений и создает предпосылки к ущемлению трудовых прав работников.

Внаблюдаемом периоде, выступая на XII съезде профсоюзов ФНПР, Президент РФВ.Путин дал оценку состояния и развития экономики и социально-трудовой сферы наближайшие годы: «…с учётом демографических вызовов в ближайшие годы экономикаРоссии будет испытывать высокую потребность и даже дефицит кадров. Этоабсолютно точно, это мы должны понимать и с этим будем жить в ближайшие годы. Вэтих условиях критически важно повысить производительность труда, модернизироватьпромышленность, АПК, сферу услуг, многие другие отрасли экономики и социальнойсферы с помощью цифровых технологий, автоматизации производства и современныхуправленческих процессов, что в свою очередь должно прямо вести к улучшениюусловий труда специалистов, к повышению их доходов. В этой работе должны помочьотраслевые центры компетенций, где будут обобщаться и тиражироваться лучшиепрактики бережливого производства. Мы продолжим создание таких центров по всейстране. Расширение технологического и индустриального потенциала России,укрепление отечественной экономики должны прямо конвертироваться в повышениеблагосостояния наших граждан, в рост заработных плат. В ближайшие шесть летдоля оплаты труда в валовом внутреннем продукте страны должна уверенно расти.Смотрите, что у нас происходило: у нас она и так растёт – в 2022 году её долясоставила 38,5 процента, а в 2023-м уже 40,7 процента. Это отражается –конечно, профсоюзы прежде всего должны думать об этом – на благосостояниилюдей, но это отражается и на покупательной способности, а значит, и наэкономике, целых отраслях производства. Конечно, всё должно бытьсбалансировано, но это фактор».

В апреле2024 года подписано новое 15-ое Генеральное соглашение между общероссийскимиобъединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей иПравительством РФ на 2024 — 2026 годы. В ходе коллективных переговоров ссоциальными партнерами профсоюзам удалось добиться включения в текст документаобязательств, направленных на содействие включению в основные отраслевыестратегии и государственные программы федеральных проектов по развитиюкадрового потенциала; установления размеров тарифных ставок, окладов(должностных окладов) с учетом МРОТ и размера минимальной заработной платы врегионе, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда РРФ;планомерного повышения МРОТ темпами выше уровня инфляции и установления МРОТвыше прожиточного минимума трудоспособного населения; снижения межрегиональнойдифференциации в оплате труда работников государственных и муниципальныхучреждений и др.

Кокончанию наблюдаемого периода одним из главных событий в социально-трудовойсфере страны стало внесение Правительством РФ в Государственную Думу РФзаконопроекта ФЗ «О минимальном размере оплаты труда (МРОТ)», согласно которомув 2025 году минимальный размер оплаты труда увеличивается на +16,5% и составит22 440 рублей. Увеличение зарплат затронет более 4 млн. работников. ПредседательПравительства России М.Мишустин обратил внимание, что в Послании к Федеральномусобранию Президентом РФ В.Путиным поставлена задача обеспечить «опережающийрост» МРОТ и к 2030 году увеличить его до 35 тыс. рублей. На заседанииРоссийской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношенийрассмотрели прогноз социально-экономического развития страны на 2025 год и наплановый период 2026-2027 годов. Профсоюзная сторона обратила внимание нанеобходимость выделения средств в бюджете на безусловное исполнение ТрудовогоКодекса РФ и решений Конституционного Суда в части установления минимальнойтарифной ставки (оклада) не ниже минимального размера оплаты труда, а взаконодательстве должна быть «защитная норма», обеспечивающая ежегодноеповышение покупательной способности МРОТ.

С учетомвлияния указанных условий на формирование социально-трудовой обстановки встране, структурном и содержательном анализе СТК, можно сделать следующийкраткосрочный прогноз на окончание 2024 года:

- всистемообразующих отраслях экономики продолжат фиксироваться единичные случаивозникновения противостояний в социально-трудовой сфере. По-прежнему значимаядоля СТК станет трудовыми конфликтами по интересам (около 70% от общегоколичества), которые не будут связаны с прямыми нарушениями трудовогозаконодательства;

-количество регистрируемых новых СТК сохранится незначительным;

-средний уровень напряженности трудовых отношений будет поддерживаться вмедучреждениях отрасли Здравоохранения в силу нерешенности проблем с дефицитоммедработников среднего и первичного звена и низкими заработными платами,количество актуальных трудовых конфликтов останется значительным;

-источниками СТК по праву по-прежнему останутся проблемы невыплат и задержекзаработной платы на предприятиях частных форм собственности;

-длительность СТК продолжит сохраняться высокой;

- вусловиях нехватки квалифицированных сотрудников рабочих и инженерныхспециальностей, прежде всего в обрабатывающих производствах, дисбаланс на рынкетруда сохранится значительным, что окажет вторичное влияние на конфликтныйпотенциал в трудовой сфере;

- вспособах защиты трудовых прав работниками и профсоюзами по-прежнему активнобудут применяться непубличные формы протеста (коллективные обращения в разныеинстанции, угрозы проведения акций протеста, акции и мероприятия в социальныхсетях);

-большая часть СТК может возникать в ЦФО и ПФО, по-прежнему наиболееконфликтными отраслями экономики сохранятся Здравоохранение и Деятельностьсухопутного транспорта, другие возможные конфликтные отрасли – ЖКХ иСтроительство.

Приведённыйпрогноз развития социально-трудовых отношений сделан исключительно на основеданных, полученных в результате мониторинга социально-трудовой обстановки,опосредованно учитывает влияние на конфликтность в трудовой сферегеополитической реальности.

 

Центр мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов


Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Председатель комиссии

Корчагин Александр Викторович

председатель Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства

Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся женщин

Деятельность комиссии направлена на участие профсоюзов в формировании социальной политики государства по реализации принципа равной оплаты за труд равной ценности, без какой-либо дискриминации, создание равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда и социального обеспечения, повышение уровня информированности членских организаций ФНПР по вопросам гендерного равенства.

Председатель комиссии

Кузьмичева Елена Ивановна

Председатель Союза «Федерация профсоюзов Республики Татарстан»

Телефон: +7 (843) 236-93-14

Секретарь комиссии

Фирфаров Владислав Андреевич

заместитель руководителя Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-89-60

Координационный комитет солидарных действий ФНПР

Деятельность комитета направлена на координацию и солидарную поддержку коллективных действий (забастовок, собраний, митингов, демонстраций, шествий и пр.) членских организаций ФНПР, оказание методической и правовой помощи при проведении коллективных действий, организацию и проведение коллективных переговоров, консультативных совещаний с участием представителей сторон социального партнерства на федеральном и региональном уровнях.

Председатель комиссии

Некрасов Сергей Геннадьевич

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-72

Организационное обеспечение деятельности комитета

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-84-18

Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения

Методический совет ФНПР реализует решения коллегиальных органов ФНПР в области развития профсоюзного образования и науки, осуществляет координацию работы по формированию единого образовательного пространства ФНПР, проводит научно-методический анализ актуальных проблем профсоюзного движения, изучает практики работы учебных и научных учреждений профсоюзов, членских организаций ФНПР, профсоюзных структур различного уровня и готовит рекомендации по совершенствованию их деятельности.


Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России, (далее – Молодежный совет ФНПР) создан для разработки предложений,  планов мероприятий  и реализации молодежной политики ФНПР, координации работы молодежных советов членских организаций ФНПР.

При активном участии членов Молодёжного совета разрабатываются и осуществляются комплексные социально-экономические программы по работе с молодежью, акции направленные на социально-экономическую защиту прав рабочей молодёжи.

Члены Молодежного совета ФНПР являются активными участниками акций проводимых под эгидой ФНПР.

Председатель Молодёжного совета ФНПР

Мазур Александра Константиновна

ведущий специалист социально-экономического отдела Аппарата Нефтегазстройпрофсоюза

Телефон: +7 (495) 938-79-25

Комиссия по информационной политике
Деятельность Комиссии по информационной политике направлена на развитие системы информационной работы в ФНПР и членских организациях ФНПР. На заседаниях комиссии проводят обсуждения текущей информационной политики Федерации Независимых Профсоюзов России, вырабатывают предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности специалистов, отвечающих за информационную работу в членских организациях ФНПР, заслушивают от них информацию по вопросам, относящимся к деятельности комиссии.

Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Секретарь комиссии

Попов Виталий Андреевич

Редактор-консультант Департамента по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения Аппарата ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-77-02

Отправьте обращение в ФНПР
или получите юридическую консультацию
Фамилия
Имя
Отчество
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Телефон
Вы должны являться абонентом (владельцем) указанного номера
Текст обращения (вопрос не должен превышать 2000 знаков)
В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения в установленные сроки необходимо в тексте обращения указать место работы и принадлежность к профсоюзу.
Добавить файл
Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы: docx, doc, xls, xlsx, rtf, txt, pdf, jpeg, jpg, tiff, tif.
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Получите социальную защиту
или отправьте обращение в ФНПР
Фамилия, имя и отчество*
Укажите, если хотите чтобы консультант обратился персонально
Телефон*
E-mail*
В каком профсоюзе вы состоите?*
Описание ситуации по вопросам назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством*
Вопрос для получения консультации*
Добавить файл
Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы: docx, doc, xls, xlsx, rtf, txt, pdf, jpeg, jpg, tiff, tif.
Заявка на санаторно-курорное обслуживание
Фамилия, имя и отчество
Укажите, если хотите чтобы консультант обратился персонально
Телефон
Вы должны являться абонентом указанного номера
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Название вашего профсоюза
Начните ввод и выберите свой профсоюз из списка в подсказках
Субъект Российской Федерации
Начните ввод и выберите свой субъект из списка в подсказках
Ваше место работы
Укажите название компании или организации, в которой вы работаете
Параметры путевки


Дата заезда
Узажите точную дату заезда
Дата выезда
Узажите точную дату выезда
Выберите регион
Выберите желаемый объект размещения
Начните ввод и выберите объект размешения
Количество взрослых
Выберите
Количество детей
Выберите
Ваш вопрос консультанту
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Ваше обращение отправлено успешно
Переезд!
Запущено бета-тестирование функционала нового Личного кабинета членской организации.
Старая версия кабинета еще будет доступна некоторое время.
Оценить новую версию Личного кабинета можно по ссылке:
lk.fnpr.ru