Профсоюзная цифра на Урале
Челябинск стал центром проведения Уральского окружного семинара-совещания по вопросам информационной политики и цифровизации работы профсоюзов. 20-21 октября в УМЦ Федерации профсоюзов Челябинской области съехались представители профсоюзов Курганской, Свердловской и Тюменской областей.
Полсотни профсоюзных лидеров и активистов, специалистов по информационной работе обсуждали актуальные вопросы профсоюзного движения и развития информработы, делились опытом в продвижении профсоюзного бренда в социальных сетях, практиками внедрения инструментов цифровизации, знакомились с изменениями в законодательстве о персональных данных, нюансами авторского права и нормативного регулирования отношений с авторами интеллектуального продукта.
Профактивисты получили практические инструкции психолога, коуч-тренера как не стать жертвой информационной атаки, удерживать психологическое равновесие и находить объективные источники информации.
Семинар, прошедший под эгидой Ассоциации профобъединений УрФО и проведенный Федерацией профсоюзов Челябинской области совместно с представительством ФНПР на Урале, получил высокую оценку заместителя председателя Федерации независимых профсоюзов России, главреда «Солидарности» Александра Шершукова и с содержательной, и с организационной точки зрения: «Полтора дня мы провели с пользой для дела: вопросы здесь поднимались самые актуальные. 2017 год был объявлен Годом информационной работы, а 2022 – информационной политики и цифровизации работы профсоюзов. Это акцент в теме не случаен: важно не только технически перенастроить отдельные направления в нашей работе, но и объективно оценить ресурсы, которыми мы располагаем, и понять, как повысить нашу эффективность. Сказанное на семинаре теперь необходимо реализовать в работе».
Местом проведения окружного семинара не случайно стала Челябинская Федерация сегодня – один из лидеров информповестки российского профдвижения. Широко известны по стране интернет-акции челябинцев. Например, «Жизнь на минималках», когда 14 молодых металлургов месяц жили на продуктовую часть потребительской корзины и рассказывали о своем эксперименте в соцсетях и СМИ, с адресным обращением к правительству и приглашением чиновников тоже пожить на МРОТ.
Самым ярким медиапроектом прошлого года стала акция «Почти как в офисе», во многом благодаря которой было остановлено принятие поправок в ТК РФ, лишающих льготного стажа и раннего выхода на пенсию 20 млн. россиян.
В таком же формате – через интернет-акцию в соцсети – была организована информационная компания профсоюза Челябинского тракторного завода: работникам приходилось работать в изношенной до дыр спецовке или же приобретать ее за свои деньги. Итогом интернет-акции ЧТЗ стало положительное решение вопроса со спецодеждой: подписан протокол о выполнении руководством конкретных обязательств.
По словам председателя Федерации профсоюзов Челябинской области Олега Екимова, благодаря солидарной поддержке коллег из регионов медиапроекты получили широкую огласку на федеральном уровне, и профсоюзы в очередной раз продемонстрировали свою сплоченность и возможность находить все новые ресурсы, чтобы защитить права человека. Для укрепления авторитета профсоюзам необходимо шире использовать современные средства коммуникации внутри своей системы - профсоюзные сообщества в соцсети, общение в мессенджерах, усиливать видеоконтент и развивать тематические видеопроекты, а также активнее задействовать потенциал внешних СМИ.
Именно этой теме была посвящена панельная дискуссия, где в роли экспертов выступали корреспонденты, теле- и радиоведущие ОТВ, радио «КП» и газеты «АиФ». Журналисты рассказали, в каком формате выстроена их плодотворная работа с челябинскими профсоюзами и их профессиональной пресс-службой во главе с Ольгой Касаткиной, как войти в новостную повестку, быть интересными для СМИ и правильно готовить ньюсмейкеров.
«Подход к информационной работе должен быть не только системным, но и дифференцированным с вовлечением конкретных категорий профактивистов, - уверена Ольга Касаткина. - Дойти до каждого с нужной и полезной информацией – такой посыл должен быть у информационщиков».
«Мы на Урале первыми в России стали проводить окружные информационные семинары, лет пятнадцать назад, - отметила секретарь Федерации независимых профсоюзов России, представитель ФНПР в УрФО, член Постоянной комиссии Генсовета ФНПР по информационной работе Аксана Сгибнева. – Отличительная их особенность в том, что это не просто семинар информработников в рамках федерального округа, а именно их совместное обучение с региональными профлидерами и совместный поиск эффективных решений в информационной политике для их дальнейшего внедрения в практику».
Говоря о значимости цифровизации в профсоюзах, Аксана Сгибнева нарисовала эффектный образ и предложила профактивистам сделать выбор: «Представьте: мимо фигуры, стоящей на маленьком полустанке, проносится скорый поезд. Так несётся технический прогресс, в том числе глобальные процессы цифровизации. Можно остаться позади всех, в одиночестве, а можно сесть на скорый поезд и наравне с другими пассажирами (властью и бизнесом) совершенствовать свою работу в цифровом мире».
По мнению Аксаны Сгибневой, цифровизация должна затрагивать не только рабочие процессы в организациях, но и использовать инструменты личного развития в цифровой среде: «Есть простые в использовании программы транскрибации, которые переводят в текстовый формат устную речь с аудио и видеофайлов. Они экономят наше время. Есть трекеры привычек, которые помогут закрепить самые полезные из них. Например, если каждый день выделять на чтение профсоюзных сайтов, сообществ в соцсетях полчаса, через месяц эта привычка станет постоянной».
«После избрания я намеренно принял участие во всероссийском информсеминаре ФНПР. Там я не пропустил ни одной лекции, исписал толстую тетрадь и пришел к принципиальному решению: информационная работа – одно из важнейших направлений работы профсоюзов, - заявил председатель Федерации профсоюзов Курганской области Вячеслав Савин. - Наше профобъединение полностью обновило компьютерный парк ещё до Года информации и цифровизации. Современной техникой оснащен и профсоюзный учебно-методический центр. Мы усилили кадровый состав пресс-службы ФПКО. И серьезно подошли к работе в соцсетях».
О том, как удается постепенно наращивать аудиторию страницы ФПКО в «ВК», какие инструменты сами для этого использовались, рассказала руководитель пресс-службы Курганской Федерации Римма Чудова.
Специалист Федерации профсоюзов Свердловской области по информработе Александр Боданин поделился опытом ФПСО по наполнению страницы в соцсетях: каждый день недели расписан за конкретным департаментом, поэтому в течение недели лента, во-первых, постоянно обновляется, во-вторых, публикуется разноплановый контент. По мнению Александра Боданина, необходимо усиливать информационку кадрами и финансами: слишком много направлений от газет и релизов до соцсетей и цифровизации одному работнику вести сложно.
Председатель Тюменского облсовпрофа Михаил Кивацкий и руководитель информационного сектора аппарата Тюменского облсовпрофа Оксана Мехрякова, делясь своим опытом работы, заявили о готовности перенимать передовые наработки своих коллег.
А такой опыт у профсоюзов Урала имеется и немалый. Пресс-секретарь профкома Магнитогорского меткомбината Ольга Мартынова проинформировала коллег о запуске уникального цифрового проекта - системы QR-кодирования в программе льготного посещения членами профсоюза различных учреждений города на базе мобильного приложения «Мой профсоюз ГМПР»: QR-купоны заменили бумажные аналоги. «Теперь сказать, что профсоюз мне ничего не дал, не получится, - говорит Ольга Мартынова, - при использовании QR-купонов фиксируется цифровой след того, как работник использовал профсоюзный сервис и спектр его услуг».
Разработчик СRM-системы «Е-профсоюз», руководитель департамента развития профдвижения Федерации профсоюзов Свердловской области Василий Деркач рассказал о том, как программа развивалась, обрастая новыми удобными сервисами для членов профсоюзов и работы с ними, которых в коммерческих платформах не найти.
Гендиректор первого в России агентства профсоюзных технологий «Домовой и партнеры» Алексей Дмитриев, выступивший на цифровой секции семинара, считает, что цифровизация требует более глубокой проработки, чем происходит сегодня, и такой проработкой заняты в том числе профсоюзы Урала: «Надо обсуждать не столько инструменты, платформы, останавливаясь на их функционале. Дело в том, что к цифровизации профсоюзов надо подходить комплексно, выстраивая всю его архитектуру на регламентах и единых стандартах взаимодействия между отраслевыми и региональными решениями, собирая всю единую профсоюзную экосистему».
Автор известных в России инфографик Челябинского обкома ГМПР Владимир Широков поделился с коллегами опытом их создания, подбором актуальной темы, дальнейшим продвижением в соцсетях.
Александр Шершуков предложил участникам семинара внедрять «Методику оценки информационной работы и цифровой зрелости профорганизации». Она пригодна не только для самооценки своего уровня членскими организациями ФНПР, но и обкомами отраслевых профсоюзов и крупными первичками. Сегодня необходимо четко понять, где есть пробелы и провалы, и начать их ликвидацию: методика поможет в этом.
Один из критериев — подписка на профсоюзные издания, главное из которых — центральная профсоюзная газета «Солидарность». Подписка на этот информационный ресурс из расчета — один экземпляр на 100 членов профсоюзов — может стать первым этапом самооценки и, в принципе, оценки нашей с вами профсоюзной солидарности.
Ольга Касаткина, заведующий пресс-центром Федерация профсоюзов Челябинской области
Аксана Сгибнева, секретарь ФНПР, представитель ФНПР в УФО