Благодаря совместным усилиям ФНПР и Ассоциации «СИЗ» с 01.03.2025 в сфере охраны труда вступят в силу ряд ключевых изменений, которые затронут как работодателей, так и работников. Эти изменения направлены на улучшение условий труда, повышение безопасности на рабочих местах и усиление ответственности за соблюдение норм охраны труда.
Одним из основных нововведений является учет специфики выполнения работ, а также воздействия отдельных вредных производственных факторов при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и каминных экипажей воздушных судов гражданской авиации (приказ Минтруда России от 06.05.2024 № 255н, ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202407190021).
Кроме того, вступают в силу новые требования к размещению, хранению и использованию аптечек для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий (приказ Минтруда России от 09.08.2024 № 398н, ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202409110006).
На сегодняшний день количество мест для размещения и хранения аптечек, а также их количество работодатель будет определять самостоятельно, исходя из среднесписочной численности организации, специфики ее деятельности, результатов оценки профессиональных рисков. Важно отметить, что ответственность за комплектацию и своевременное пополнение аптечек полностью возлагается на работодателя.
Это нововведение предоставляет работодателям большую гибкость в обеспечении безопасности на рабочих местах, а работникам гарантию на получение квалифицированной помощи в кратчайшие сроки.
Приказ Минздрава России от 02.10.2024 № 509н вносит уточнения в графу 2 Перечня медицинских противопоказаний к работам с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденного приказом Минздрава России от 28 января 2021 г. № 29н, позволяющие более дифференцированно подходить к оценке пригодности работников с нарушениями слуха к конкретным видам работ (ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411020012).
Новые положения дают возможность медицинской комиссии более детально оценивать функциональное состояние слухового анализатора и его влияние на способность работника безопасно выполнять свои трудовые обязанности, что будет способствовать увеличению трудовой занятости лиц с нарушениями слуха и реализации их профессионального потенциала. При этом, несмотря на расширение возможностей, безопасность работников остается приоритетом.
Также вступает в силу обновленный Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой (приказ Минздрава от 06.05.2024 № 226н, ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202406070009). Новый перечень содержит более современные и детализированные требования к состоянию здоровья работников железнодорожного транспорта, чья деятельность непосредственно связана с безопасностью движения. Были пересмотрены критерии оценки остроты зрения, слуха, вестибулярного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Особое внимание уделено заболеваниям, которые могут внезапно привести к потере сознания или внезапному ухудшению состояния здоровья.
Вносятся изменения и в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 30.11.2021 № 838н (приказ Минтруда России от 02.11.2024 № 601н, ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411190026).
Вводится новый индикатор риска, связанный с получением российским юридическим лицом, осуществляющим деятельность по трудоустройству граждан РФ за пределами территории РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства, убытка по итогам прошлого календарного года по данным отчета о финансовых результатах, размещенного контролируемым лицом на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Данное нововведение обусловлено стремлением усилить контроль за деятельностью компаний, занимающихся трудоустройством россиян на иностранные суда. Убыточность организации может свидетельствовать о повышенном риске неисполнения обязательств перед работниками, таких как выплата заработной платы, обеспечение надлежащих условий труда и соблюдение требований безопасности. В этой связи, применение нового индикатора риска позволит органам контроля повысить результативность по обнаружению потенциально проблемных организаций, а также проводить профилактические мероприятия, направленные на предотвращение нарушений трудовых прав граждан, работающих за рубежом.
Напомним, индикаторы риска указывают не на само нарушение, а на его вероятность и являются инструментом риск-ориентированного подхода в осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Вступают в силу изменения в приказ Роструда от 01.02.2022 № 20 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (приказ Роструда от 09.12.2024 № 329, ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202501170007).
Вводится новый проверочный лист (список контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по проверке соблюдения требований к деятельности российских юридических лиц, осуществляющих трудоустройство граждан РФ за пределами территории Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства. Проверочный лист охватывает широкий спектр вопросов, начиная от исключения фактов воспрепятствования получению моряком рабочего места, на которое он имеет право в соответствии со своей квалификацией и заканчивая соблюдением требований по обеспечению безопасных условий труда на судах.
Основной целью нововведения является усиление контроля за соблюдением трудовых прав российских граждан, работающих за рубежом на судах под иностранным флагом. Это позволит предотвратить случаи эксплуатации, нарушения условий труда и невыплаты заработной платы.
Уточняется предмет государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Федеральный закон от 28.12.2024 № 541-ФЗ, ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412280044).
Расширение полномочий государственных инспекторов по труду позволит не только проводить проверки соблюдения работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, но и проверять соблюдение организациями, проводящими специальную оценку условий труда, обязательных требований, установленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Нововведение имеет большое значение в обеспечении безопасности и здоровья работников на предприятиях. Расширение полномочий государственных инспекторов по труду позволит более эффективно контролировать деятельность организаций, проводящих специальную оценку условий труда, что позволит выявлять и пресекать нарушения, связанные с несоблюдением методик оценки, фальсификацией результатов и другими злоупотреблениями.
В конечном итоге, данное изменение должно способствовать снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также улучшению общей культуры охраны труда на предприятиях.
Вносятся изменения в главу 55 Трудового кодекса РФ в части установления особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда (Федеральный закон от 09.11.2024 № 381-ФЗ, ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202411090013).
Теперь появилось новое понятие - «наставничество в сфере труда». Оно определяется как выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности).
В связи с введением нового регулирования, работодателям необходимо будет разработать и внедрить соответствующие локальные нормативные акты, определяющие порядок организации наставничества, права и обязанности наставников и обучаемых, а также критерии оценки эффективности наставничества.
Кроме того, работодатели должны будут разработать систему мотивации наставников, предусматривающую выплаты за наставничество.
Содержание, сроки и форма выполнения работы по наставничеству будут определяться в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору).
Размеры и условия осуществления выплат за наставничество работникам коммерческих организаций могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, иными локальными нормативными актами.
В целом, указанные изменения Трудового кодекса РФ направлены на повышение эффективности профессиональной подготовки и адаптации работников на производстве, а также на развитие системы наставничества в сфере труда.
председатель Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства
Деятельность комиссии направлена на участие профсоюзов в формировании социальной политики государства по реализации принципа равной оплаты за труд равной ценности, без какой-либо дискриминации, создание равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда и социального обеспечения, повышение уровня информированности членских организаций ФНПР по вопросам гендерного равенства.
Председатель Союза «Федерация профсоюзов Республики Татарстан»
Телефон: +7 (843) 236-93-14
заместитель руководителя Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения
Телефон: +7 (495) 938-89-60
Деятельность комитета направлена на координацию и солидарную поддержку коллективных действий (забастовок, собраний, митингов, демонстраций, шествий и пр.) членских организаций ФНПР, оказание методической и правовой помощи при проведении коллективных действий, организацию и проведение коллективных переговоров, консультативных совещаний с участием представителей сторон социального партнерства на федеральном и региональном уровнях.
заместитель Председателя ФНПР
Телефон: +7 (495) 938-86-72
Телефон: +7 (495) 938-84-18
Методический совет ФНПР реализует решения коллегиальных органов ФНПР в области развития профсоюзного образования и науки, осуществляет координацию работы по формированию единого образовательного пространства ФНПР, проводит научно-методический анализ актуальных проблем профсоюзного движения, изучает практики работы учебных и научных учреждений профсоюзов, членских организаций ФНПР, профсоюзных структур различного уровня и готовит рекомендации по совершенствованию их деятельности.
заместитель Председателя ФНПР
Телефон: +7 (495) 938-86-73
Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России, (далее – Молодежный совет ФНПР) создан для разработки предложений, планов мероприятий и реализации молодежной политики ФНПР, координации работы молодежных советов членских организаций ФНПР.
При активном участии членов Молодёжного совета разрабатываются и осуществляются комплексные социально-экономические программы по работе с молодежью, акции направленные на социально-экономическую защиту прав рабочей молодёжи.
Члены Молодежного совета ФНПР являются активными участниками акций проводимых под эгидой ФНПР.
ведущий специалист социально-экономического отдела Аппарата Нефтегазстройпрофсоюза
Телефон: +7 (495) 938-79-25
заместитель Председателя ФНПР
Телефон: +7 (495) 938-86-73
Редактор-консультант Департамента по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения Аппарата ФНПР
Телефон: +7 (495) 938-77-02