Движение в одну сторону?
В конце прошлого года «ПК» рассказывал, что руководитель краевого профобъединения Михаил ИВАНОВ направил официальное письмо главе Перми Алексею ДЕМКИНУ (см. в № 44 от 15 декабря 2021 г.).
В документе обращалось внимание на то, что предварительное обсуждение вопроса о новой методике расчета величины тарифа на проезд в городском пассажирском транспорте прошло без участия представителей профсоюзов. Эта тема не рассматривалась на заседании городской трехсторонней комиссии. При этом в соответствии с п. 3.27 трехстороннего соглашения о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в г. Перми (до 2023 г.), обсуждение вопросов, имеющих социальную и экономическую значимость, проходит с участием руководства Пермского крайсовпрофа или его представителей.
Между с тем с 10 января 2022 года в краевом центре утверждены новая стоимость проезда в общественном транспорте и новое тарифное меню. Цена разовой поездки – 33 рубля. Новое тарифное меню – это отмена скидки за безналичный платеж, бесплатных пересадок (сохранилась лишь 50-процентная скидка при пересадке по транспортным картам), новые виды проездных билетов.
В ответе администрации на обращение крайсовпрофа почему-то проигнорирован упомянутый выше пункт 3.27 трехстороннего соглашения, зато подробно расписана единая методика расчета тарифа на основании данных пассажиропотока, затраты на организацию перевозок и т. д. с указанием стоимости всех проездных билетов для разных категорий пассажиров.
При этом делается акцент, что размер тарифа не должен превышать расчетное значение, которое составляет 35 рублей. А для обеспечения ценовой доступности утвержден тариф в 33 рубля. Также дана ссылка на решение органов местного самоуправления, которое было опубликовано 16.11.2021 г. в официальном бюллетене и на сайте www.gorodperm.ru.
Но уточним: на официальном сайте администрации и в бюллетене было опубликовано уже принятое городской Думой решение! В то время как детальное тарифное меню, с внятным сравнительным анализом (как было и как будет) не было заранее представлено широкой общественности. Людей просто поставили перед фактом!
Об информационной недостаточности, в атмосфере которой принималось решение о повышении тарифов, о важной социальной значимости вопроса свидетельствует и большое количество обращений от граждан и профсоюзных организаций, поступивших в адрес крайсовпрофа. В частности, в обращении от председателя Пермской краевой организации Профавиа Ульяны Крапивиной отмечалось, что «рост стоимости тарифа произошел почти на 30 процентов (а официальная инфляция, по данным Росстата, в 2021 году – 8,4 процента). При этом дешевле стал проезд только в случае покупки проездного на год (цена 12,8 тыс. рублей). Такие единовременные затраты может позволить себе далеко не каждый работник».
Также отметим, что в 2019 году во время обсуждения новой транспортной модели бывшая в то время заместителем главы администрации Перми Людмила Гаджиева и начальник городского департамента дорог и транспорта Анатолий Путин проводили встречу с профактивом. Тогда долго и детально стороны обсуждали новую схему движения городского пассажирского транспорта с учетом пожеланий и замечаний трудовых коллективов. В частности, было рассмотрено обращение профлидеров четырех предприятий авиастроительного комплекса (АО «ОДК-Пермские моторы», АО «ОДК-Авиадвигатель», АО «ОДК-СТАР», ПАО «Протон-ПМ»).
Что помешало обсудить данный вопрос с профсоюзами в этот раз?
Кроме этого, на наш взгляд, остался нерешенным еще ряд вопросов. Они касаются безопасности дорожного движения, качества перевозки пассажиров, технического оснащения транспорта и расположенных внутри него валидаторов, фактического навязывания транспортных карт и их цифровизации (почему, к примеру, мы не можем на равных правах пользоваться банковскими картами?), расписания движения, оборудования остановочных комплексов и обещанных еще несколько лет назад электронных табло и т.д.
Один из ключевых негативных моментов – это отмена бесплатных пересадок. Многие помнят, что возможность бесплатных пересадок приводилась как основной аргумент всего два года назад, когда транспортная реформа также сопровождалась повышением цен, сокращением маршрутов.
А главный вопрос к нашим социальным партнерам остается прежним: почему чиновники не использовали такой инструмент, как диалог с профсоюзами? Ведь и для них этот канал взаимодействия важен. Тем более – в свете последних поручений Президента РФ по итогам декабрьского совещания по ситуации в Кузбассе.