
Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности
Общественная организация «Российский профессиональный союз трудящихся авиационной промышленности» (далее по тексту – профсоюз) – некоммерческая, социально-ориентированная, корпоративная, независимая общественная организация, объединяющая на добровольной основе членов профсоюза – работников авиационной промышленности и других отраслей, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами (независимо от вида их деятельности, организационно-правовых форм, форм собственности и подчиненности), неработающих пенсионеров и лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, разделяющих цели и задачи профсоюза, положения его Устава и других программных документов.
(п. 1.1. Устава)
Профессиональный союз рабочих авиационной промышленности организационно оформился 14 октября 1934 года после разъединительного пленума ЦК профсоюза автотракторной и авиационной промышленности (РАТАП).
ПРОФАВИА независим в своей деятельности от органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (ассоциаций, союзов), политических партий и других общественных объединений, им не подотчётен и не подконтролен.
ПРОФАВИА сегодня объединяет более 256 тысяч человек.
В структуре профсоюза 220 первичных профсоюзных общественных организаций, в том числе 37 ППОО непосредственного обслуживания ЦК профсоюза, 183 ППОО объединены в 14 территориальных профсоюзных общественных организаций.
Основными направлениями деятельности профсоюза:
- установление справедливой и достойной заработной платы, повышение жизненного уровня работников;
- регулирование социально-трудовых отношений, контроль за применением трудового законодательства;
- профсоюзный контроль за состоянием условий и охраны труда;
- социальное развитие коллективов;
- усиление влияния и увеличение численности профсоюза, повышение престижности профсоюзной работы;
- развитие системы информационного обеспечения профсоюзной деятельности.
Профсоюз активно развивает свою деятельность по защите интересов трудящихся не только на уровне предприятий, но и на уровне интегрированных структур, отрасли, регионов и России в целом.
Контакты
119119, г. Москва, Ленинский проспект, д. 42, к. 5
Электронная почта: info@profavia.ru
Телефон: +7 495 938-81-07
Тихомиров Алексей Валентинович

Алексей Валентинович Тихомиров родился 4 сентября 1974 года. Вся его трудовая деятельность связана с авиационной промышленностью. Трудовой путь начал в 2000 году фрезеровщиком механического цеха №15 в ОАО «Салют» (г. Самара), позднее стал механиком цеха. Практически с начала работы на заводе начал активно заниматься общественной деятельностью и был избран председателем цеховой профсоюзной организации. Уже в 2003 году А.В. Тихомиров был избран председателем первичной профсоюзной организации предприятия. С 2003 по 2008 годы А.В. Тихомиров возглавлял Молодежный совет Самарского областного комитета профсоюза, с 2004 года по 2009-й – Молодежный совет Федерации профсоюзов Самарской области и Приволжского федерального округа. Благодаря проявленному высокому профессионализму и компетентности в вопросах социально-трудовых отношений, а также накопленному богатому опыту, А.В. Тихомиров в 2010 году был избран председателем Самарской областной организации профсоюза, а в октябре 2011 года – заместителем председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности. В этой должности Алексей Валентинович успешно решал вопросы повышения имиджа профсоюза, проводил большую работу по развитию и укреплению профсоюзного движения, был сопредседателем рабочей группы по подготовке и заключению Отраслевого соглашения по авиационной промышленности, курировал вопросы охраны труда и правозащитной деятельности, организовывал обучение профсоюзного актива. С 29 сентября 2016 г. избран председателем Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности. Алексей Валентинович Тихомиров является членом Национального совета при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Награжден следующими наградами: Благодарственным письмом министерства культуры и молодежной политики Самарской области за большой вклад в развитие молодежного движения (2005); является лауреатом премии имени А.Ф. Бреусова за активное участие в профсоюзной работе и реализацию молодежной политике (2006); Благодарностью Федерации профсоюзов Самарской области (2007), Почетной грамотой Федерации профсоюзов Самарской области (2009), Почетной грамотой ФНПР (2008, 2010), Благодарностью Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «За активное участие в формировании системы профессиональных стандартов и работе Экспертного совета про профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (2014).
Тихомиров Алексей Валентинович

Алексей Валентинович Тихомиров родился 4 сентября 1974 года. Вся его трудовая деятельность связана с авиационной промышленностью. Трудовой путь начал в 2000 году фрезеровщиком механического цеха №15 в ОАО «Салют» (г. Самара), позднее стал механиком цеха. Практически с начала работы на заводе начал активно заниматься общественной деятельностью и был избран председателем цеховой профсоюзной организации. Уже в 2003 году А.В. Тихомиров был избран председателем первичной профсоюзной организации предприятия. С 2003 по 2008 годы А.В. Тихомиров возглавлял Молодежный совет Самарского областного комитета профсоюза, с 2004 года по 2009-й – Молодежный совет Федерации профсоюзов Самарской области и Приволжского федерального округа. Благодаря проявленному высокому профессионализму и компетентности в вопросах социально-трудовых отношений, а также накопленному богатому опыту, А.В. Тихомиров в 2010 году был избран председателем Самарской областной организации профсоюза, а в октябре 2011 года – заместителем председателя Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности. В этой должности Алексей Валентинович успешно решал вопросы повышения имиджа профсоюза, проводил большую работу по развитию и укреплению профсоюзного движения, был сопредседателем рабочей группы по подготовке и заключению Отраслевого соглашения по авиационной промышленности, курировал вопросы охраны труда и правозащитной деятельности, организовывал обучение профсоюзного актива. С 29 сентября 2016 г. избран председателем Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности. Алексей Валентинович Тихомиров является членом Национального совета при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Награжден следующими наградами: Благодарственным письмом министерства культуры и молодежной политики Самарской области за большой вклад в развитие молодежного движения (2005); является лауреатом премии имени А.Ф. Бреусова за активное участие в профсоюзной работе и реализацию молодежной политике (2006); Благодарностью Федерации профсоюзов Самарской области (2007), Почетной грамотой Федерации профсоюзов Самарской области (2009), Почетной грамотой ФНПР (2008, 2010), Благодарностью Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «За активное участие в формировании системы профессиональных стандартов и работе Экспертного совета про профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (2014).
Уже более ста лет профсоюзы России активно защищают интересы работников. Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности, известный как Профавиа, отметил 90-летний юбилей и стоит на передовых позициях в этом движении.
Профсоюзное движение зарождалось во время первой русской революции. Первые полёты на аэропланах казались фантастикой, авиация только начинала развиваться. Поэтому предшественником Профавиа считается профсоюз металлистов, основанный рабочими крупных заводов Санкт-Петербурга в 1905 году.
Во время гражданской войны тысячи рабочих-металлистов сражались за Советскую власть и трудились над выполнением военных заказов. После войны они, наряду с другими трудовыми коллективами, приняли на себя задачу восстановления разрушенных предприятий и наращивания промышленного потенциала.
Профсоюзы сыграли важную роль в борьбе с безработицей и обеспечении промышленности и транспорта квалифицированными работниками. В 1930 году новые профессии получили около 360 тысяч граждан СССР. Советский Союз стремительно развивал индустриальный сектор, строя новые предприятия и создавая рабочие места.
Советский Союз быстро восстановил промышленный потенциал, заново создавая автомобильную, тракторную и авиационную отрасли. К тому времени профсоюз металлистов насчитывал почти полтора миллиона человек. Из него был выделен профсоюз работников автомобильной и авиационной промышленности.
В октябре 1934 года на его основе был создан профсоюз рабочих авиационной промышленности, положивший начало истории Профавиа.
В период усиления военной опасности советское правительство активно развивало авиационную промышленность. В 1939 году началась масштабная модернизация и возведение моторостроительных и авиационных заводов. До конца 1940 года в состав Народного комиссариата авиационной промышленности вошло множество действующих заводов с многотысячными коллективами. С началом Великой Отечественной войны авиационная индустрия значительно увеличила производство военных самолётов, особенно новых моделей. Для этих целей авиационной промышленности передали многие машиностроительные, станкостроительные и электротехнические предприятия. Началась эвакуация старых и строительство новых авиационных заводов, которые в результате героического труда авиастроителей поставили на фронт десятки тысяч самолетов. Во время войны деятельность авиационной промышленности была ориентирована на одну цель – «Все для фронта! Все для победы!». Профсоюзы вместе с партийными и административными органами предприятий заботились о бесперебойной работе, быте работников и их семей, а также об обучении молодежи.
Восстановление страны после Великой Отечественной войны, особенно авиационной отрасли, происходило при активном участии профсоюзов. С 1947 года на предприятиях авиастроения возобновилась практика заключения коллективных договоров, которые обеспечивали защиту прав рабочих. Благодаря профсоюзам на предприятиях открывались народные университеты, проводились культурные мероприятия, создавались коллективы художественной самодеятельности, активно развивалось жилищное и культурно-бытовое строительство.
В 1957 году была проведена реорганизация управления народным хозяйством в СССР, после чего отраслевые министерства были заменены региональными совнархозами. Эти изменения повлияли на работу профсоюзов, включая создание Устава единого профсоюза рабочих авиационной и оборонной промышленности.
Через два десятилетия, в 1977 году, единый профсоюз был разделен на три независимых организации: профсоюз авиационной промышленности, профсоюз оборонной промышленности и профсоюз общего машиностроения.
В то время Профавиа занималась решением всех проблем авиационной промышленности: от производственных до социальных. В профсоюзе развивалась структура, создавались областные и укреплялись первичные организации. В 1972 году 98,3% работников авиационной отрасли были их членами. Они работали над новыми типами самолетов, вертолетов, двигателей и другими устройствами.
Благодаря профсоюзу на предприятиях отрасли появились народные университеты, проводилась культурно-массовая работа, развивалось жилищное и культурно-бытовое строительство. В 80-е годы Профавиа процветала, в ней было 99,8% всех работников отрасли.
Бурный рост советской авиации, появление новых отраслей, таких как ракетостроение и вертолётостроение, а также освоение космоса человеком стали значимыми страницами нашей истории, которыми гордится не одно поколение. Эти достижения были достигнуты благодаря членам Профавиа.
С началом перестройки и введения рыночных отношений профсоюзы столкнулись с трудностями. Их отстраняли от производственной и организаторской работы. В 1990 году упразднился ВЦСПС. В условиях уменьшения объема производства и сокращения численности сотрудников авиапрома, профсоюз все же оставался влиятельным и влиял на принятие решений на различных уровнях.
В сложные 90-е годы профсоюзу удалось сохранить свою силу и финансовую устойчивость, обладая богатым опытом защиты интересов работников и завоевывая авторитет на международной арене.
Благодаря участию профсоюзов в России был принят Трудовой кодекс, Закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности», создана Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и предприняты другие важные шаги для защиты трудовых прав работников.
Только в начале 2000-х годов стало ясно, что без развития авиастроения у России нет будущего. Руководство страны вновь обратило внимание на эту отрасль, возобновило финансирование авиапрома и начало восстанавливать утраченные позиции.
Сегодня, спустя 90 лет с момента основания, Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности является одним из крупнейших общероссийских производственных объединений, насчитывающим более 200 тысяч участников.
Стратегическая цель Профавиа заключается в успешной реализации системы социального партнёрства. Этот подход основан на заключении коллективных договоров на предприятиях и отраслевых соглашений.
Председатель профсоюза является членом Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которая представляет собой высший федеральный орган института социального партнёрства в нашей стране. Профавиа входит в состав Ассоциации российских профсоюзов оборонной промышленности и принимает активное участие в её работе, направленной на координацию действий по защите интересов членов профсоюзов на межотраслевом уровне.
Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности уделяет большое внимание повышению минимальных гарантий работникам в сфере заработной платы, социальных льгот и компенсаций, отдыха, спорта и оздоровления. В рамках этой деятельности сегодня функционируют 27 объектов культуры (дома и дворцы культуры, культурно-досуговые центры, библиотеки), 98 спортивных объекта (спортзалы, стадионы, крытые бассейны и т.п.), около 299 медицинских учреждений (здравпункты, медпункты, дома (базы) отдыха, пансионаты, санатории-профилактории и т.п.), 455 точек общественного питания (оборудованные комнаты приёма пищи в цехах, столовые, буфеты, кафе) и 14 детских оздоровительных лагерей, в которых только за 2023 год отдохнуло около 38 000 детей. Регулярно проводится фестиваль «Веснушка–Авиа», собирающий детские самодеятельные коллективы со всей страны, и его «взрослый» аналог – фестиваль самодеятельного творчества «Чаепитие в Вятке». Ежегодно проводятся спортивные турниры на уровне отрасли, организуемые профсоюзом.
Профавиа активно занимается защитой прав своих членов, а информационная деятельность профсоюза соответствует современным требованиям цифровизации информационных процессов. Растет тираж журнала «Вестник Профавиа», что свидетельствует о его востребованности, он превысил две тысячи экземпляров. Действуют каналы в мессенджерах, группы в социальных сетях, регулярно организовываются творческие конкурсы по всем направлениям информационной деятельности, проводятся семинары информационного актива. Создается пул профсоюзных корреспондентов в регионах. Профсоюз является единственным отраслевым объединением в стране, который имеет собственный символ – Авиошку.
Развитие авиапромышленности, поддерживаемое руководством страны, требует постоянного участия профсоюза. Особенно это касается системы подготовки специалистов, которая была разрушена в тяжёлые времена. Старение кадров и недостаточное количество молодых специалистов негативно влияют на развитие авиапрома, и эта проблема решается совместно с работодателями. Особую роль этот фактор приобрел с учетом проведения специальной военной операции и возросшей нагрузки на заводы отрасли.
Молодёжь сегодня составляет примерно четверть активных членов Профавиа. Обучающие семинары и конкурсы мастерства для молодых специалистов возобновились, а советы по защите социально-экономических прав молодёжи, обеспечению занятости, образования и повышения квалификации активно функционируют. Именно молодым специалистам предстоит продолжить дело профсоюза и с гордостью нести его знамя.
В профсоюзе действует инспекция труда, контролирующая соблюдение трудового законодательства, правил охраны труда и окружающей среды. В составе профсоюза трудятся правовые инспекторы, технические инспекторы и уполномоченные по охране труда.
Профсоюз активно участвует в оказании поддержки нашим воинам в ходе проведения СВО. Организации профсоюза закупают то, что необходимо для фронта, и отправляют на линию соприкосновения, поддерживая постоянную связь с нашими бойцами, в том числе членами профсоюза.
Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности уверенно смотрит в будущее, имея за плечами 90 лет богатой истории, опыта, традиций и, самое главное, людей, на которых он опирается. Мы опираемся на прошлый опыт, но будущее – за нами!