Вопрос №7601
В Казахстане была установлена пенсия в размере 130000 тенге. Получил российское гражданство и назначена пенсия в размере 14800, плюс - 1663 (как дети войны) Пожалуйста, объясните почему при 35 летнем стаже в СССР мне назначили такую минимальную пенсию? И почему ФНПР не использует свои "миллионные" возможности, чтобы добиться от государственных чиновников (Министры и депутаты), чтобы у них такая же была пенсия как у народа, который их содержит?
Ответ
Гражданину РФ назначается пенсия, рассчитываемая из следующих показателей: страховой части (индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), который умножается на стоимость одного балл (в 2021 году – 98, 86), и суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, размер которой с 1 января 2021 года составляет 6044,48 рублей.
ИПК отражает в относительных единицах (баллах) пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов, предназначенных для ее финансирования, и продолжительности страхового стажа (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ № 400-ФЗ)).
Ежегодно стоимость баллов увеличивается, что влечет повышение размера пенсии.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), нормы которого применяются в целях определения размеров страховых пенсий, базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал, формируемый с учетом страховых вносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо после 1 января 2002 г. и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до указанной даты.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле, приведенной в статье 30 Федерального закона № 173-ФЗ (далее – ФЗ № 173-ФЗ). Учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, участниками которого являются Российская Федерация и Республика Казахстан, предусмотрено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и членов их семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
В отношениях между Россией и Казахстаном действует Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (далее – СНГ, Соглашение от 13.03.1992).
Согласно этому документу при расчете пенсии учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР до его распада, а после этой даты на территории государств — участников соглашения до 1 января 2002 года. Начиная с 2002 года, периоды работы включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность.
При переезде на постоянное место жительства из одного государства в другое гражданин, которому ранее уже была назначена пенсия, сохраняет право на пенсию того же вида, которую он получал (ч. 1 ст. 7 Соглашения от 13.03.1992).
Периоды работы для исчисления среднемесячной заработной платы при первичном назначении пенсии, установленные законодательством государства прежнего места жительства, при пересмотре размера пенсии в государстве нового места жительства изменению не подлежат (п. 2 Толкования применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, принятого Решением № 01-1/2-07 Экономического Суда СНГ от 26.03.2008).
Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера, при этом исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В случае если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (ч. 2 ст. 7 Соглашения от 13.03.1992; Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2021 г. по делу № АКПИ20-834).
До недавнего времени не гарантировалось сохранение объема пенсионных прав граждан другого государства - члена ЕАЭС, приобретенных на его территории после 2002 года. Начиная с 2014 года велась совместная работа над документом, после вступления в силу которого трудящиеся могли бы получать пенсию за все периоды работы в государствах – членов ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия и др.)
20 декабря 2019 года подписано Соглашение «О пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза» (далее – Соглашение от 20.12.2019). Документ в 2020 году ратифицировали парламенты стран-участниц: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. С 1 января 2021 года оно вступило в силу. Соглашение от 20.12.2019 определяет порядок и механизм экспорта пенсии из одной страны Союза в другую, предусматривает суммирование стажа работы в государствах ЕАЭС для определения права на пенсию. Также предусмотрено установление и выплата пенсий гражданам государств - членов и членам их семей каждой договаривающейся стороной, исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного Соглашения.
В Российской Федерации при определении права на пенсию величина ИПК определяется за периоды работы на территории Российской Федерации, а также на территории государств бывшего СССР. Если величины ИПК в этом случае недостаточно для возникновения права на пенсию, учитывается величина ИПК, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов ЕАЭС (п. 3 ст. 7 Соглашения от 20.12.2019). Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, в соответствии с Соглашением от 20.12.2019 возникает при наличии не менее 12 полных месяцев работы на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся претендует на назначение пенсии (п. 5 ст. 7 Соглашения от 20.12.2019). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8, ч. 3 ст. 35 ФЗ № 400-ФЗ).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Информируем, что согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ № 178-ФЗ) общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с законодательством в субъекте Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии по данному закону устанавливается, если общая сумма материального обеспечения пенсионера меньше величины регионального прожиточного минимума пенсионера. При условии, что величина регионального прожиточного минимума пенсионера ниже прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ (ч. 4, 5 Закона № 178-ФЗ).
Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2021 г. установлена в размере 10 022 руб. (ч. 4 ст. 8 Закона от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»).
Если общая сумма материального обеспечения ниже регионального прожиточного минимума пенсионера, может быть установлена региональная социальная доплата (РСД), условия и порядок назначения которой устанавливаются региональным законодательством.
Величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве на 2021 год установлена в размере 13496 рублей (Постановление Правительства Москвы от 19.01.2021 № 11-ПП).
В г. Москве РСД назначается исходя из величины городского социального стандарта (в 2021 г. - 20 222 руб.). Право на доплату до величины городского социального стандарта имеют неработающие пенсионеры, зарегистрированные в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности, включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории (п. 5, 5(1).1 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утв. Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 № 1268-ПП; п. 3 Постановления Правительства Москвы от 16.12.2020 № 2260-ПП).
Согласно части 1 статьи 17 ФЗ № 400-ФЗ пенсионерам, достигшим возраста 80 лет, устанавливается доплата к пенсии в размере 100 процентов суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Фиксированная выплата 80-летним гражданам назначается с даты достижения указанного возраста автоматически без подачи заявления о перерасчете пенсии, а выплачивается со следующего месяца.
Для проверки правильности установления размера пенсии рекомендуем зайти на сайт Пенсионного фонда России, зарегистрироваться в «Личном кабинете» и запросить письменное разъяснение о начисленной сумме и ее расчете. Если у Вас имеются все необходимые данные, то в «Личном кабинете» можно воспользоваться пенсионным калькулятором и программа через несколько секунд выдаст сумму полагаемой пенсии.
Информируем, что ФНПР постоянно ведется работа по подготовке предложений о внесении изменений в пенсионное законодательство. В частности, в рамках единого плана первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК) по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации рассматриваются следующие вопросы в области обязательного пенсионного страхования:
1. Ежегодные проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного пенсионного фонда России на очередной финансовый год и плановый период, а также ежегодные проекты федеральных законов об исполнении бюджета государственного внебюджетного пенсионного фонда России.
2. Совершенствование системы обязательного пенсионного страхования с учетом международного опыта, включая конвенции и рекомендации МОТ, в том числе Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». ФНПР направлены замечания и предложения в адрес Министра труда и социальной защиты Российской Федерации и ответственного секретаря РТК по проекту доклада Минтруда России о применении положений Конвенций МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения». В частности, для повышения защиты социальных прав наемных работников предложено разработать и согласовать «дорожную карту» по достижению целевых показателей по каждому разделу Конвенции МОТ №102.
Правовой департамент Аппарата ФНПР
-
Категория вопроса