• Все округа
  • ДФО
  • ПФО
  • СФО
  • СЗФО
  • СКФО
  • УФО
  • ЦФО
  • ЮФО
  • Запорожская область
  • Херсонская область
  • Республика Адыгея (Адыгея)
  • Республика Алтай
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Республика Калмыкия
  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Северная Осетия – Алания
  • Республика Татарстан (Татарстан)
  • Республика Тыва
  • Удмуртская Республика
  • Республика Хакасия
  • Чеченская Республика
  • Чувашская Республика – Чувашия
  • Алтайский край
  • Забайкальский край
  • Камчатский край
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Ставропольский край
  • Хабаровский край
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Донецкая Народная Республика
  • Ивановская область
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Курганская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Липецкая область
  • Луганская Народная Республика
  • Магаданская область
  • Московская область
  • Мурманская область
  • Нижегородская область
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пензенская область
  • Псковская область
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Челябинская область
  • Ярославская область
  • Город Москва
  • Город Санкт-Петербург
  • Город Севастополь
  • Еврейская автономная область
  • Ненецкий автономный округ
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
Другие сайты ФНПР
Все проекты ФНПР
1
Укажите, в какой отрасли вы работаете
2
Ваш профсоюз
Выбрать

title

Заместитель Председателя ФНПР Евгений Макаров обозначил ключевые проблемы на пути к уменьшению дефицита специалистов и рабочих в ходе VIII Санкт-Петербургского Международного Форума Труда

27 февраля 2024
Новости ФНПР
2343

С 20 по 22 февраля состоялся VIII Санкт-Петербургский Международный Форум Труда, который проводится при поддержке Минтруда. Деловая программа форума посвящена проблематике развития человеческого капитала и лучшим практикам HRM, его новой роли в выработке бизнес-стратегий. Решения, заключения и рекомендации форума традиционно оформляются в инициативы по совершенствованию трудового законодательства, стандартов и программ профессионального обучения, мер государственной и региональной поддержки рынка занятости.

На пленарной сессии форума выступил заместитель Председателя ФНПР Евгений Макаров.

Фото: Газета «Площадь труда»


Выступление зам. Председателя ФНПР Макарова Е.И. на мероприятиях VIII Санкт-Петербургского Форума Труда - 2024

Прежде чем сформулирую проблемы, которые потребуется разрешить на пути к уменьшению дефицита специалистов и рабочих, поясню какое отношение к рынку труда имеют профсоюзы. В разговорах и интервью в кулуарах Форума возникли неясности и даже непонимание по этой теме.

Рынок труда образуется ввиду участия в нём двух сторон: работодателей со своими предложениями условий и размера оплаты с одной стороны, и работников со своими знаниями, умениями навыками и достигнутой квалификации с другой стороны. Регулятором выступает государство, одновременно являющееся крупнейшим работодателем что, безусловно, нарушает однозначность интересов сторон. Работодатели и работники по-разному институализированы в своих объединениях. Имею ввиду общероссийские и региональные объединения работодателей и для работников – общероссийские профессиональные союзы и другие их территориальные объединения.

Фундаментальное влияние на региональные рынки труда оказывают профсоюзы, они являются системообразующими участниками, так как вопросы оплаты труда - главное вокруг чего устроен рынок труда – регулируются: на федеральном уровне Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей с участием правительства, 60-ю отраслевыми тарифными соглашениями, на региональном уровне действуют 85 трёхсторонних соглашений, заключаемых в субъектах Российской Федерации, где заметное внимание уделено вопросам регулирования оплаты труда в регионах. На самом главном - первичном уровне - в стране действуют 115604 коллективных договора (данные на 2023 год), которыми предметно регулируется оплата труда на предприятиях. Именно в двух и трёхсторонних форматах вырабатывается экономически и социально приемлемый уровень оплаты труда, оказывающий решающее влияние на рынок труда.

Я уже упомянул регулятора рынка труда – государство в виде законодательных и исполнительных органов власти, за государством остаются и важнейшие сервисные функции, то есть собственно организация функционирования рынка труда. Остальные участники фактически зарабатывают на работодателях и работниках, предлагая свои услуги за плату. Плата эта, как всем понятно, рано или поздно перекладывается на плечи работника, работодатель отнесёт свои затраты на себестоимость продукции, тем самым, косвенно снижая расходы на оплату труда.

Строго говоря, все посредники на рынке труда, получающие плату за свои услуги, работают против технологического развития, т.к. снижают параметр оплаты труда в своих интересах. Эта, быть может, слишком жёсткая констатация, всё же позволяет более ясно видеть структуру участников рынка труда и, соответственно, понимать интересы, которыми они руководствуются.

Так что профсоюзы являются системообразующими участниками рынка труда, формируя его основные параметры по описанной схеме.

Перейдём к главным вопросам текущего времени. На данном этапе в расстановке национальных целей стратегического развития страны приоритетными стали технологическое развитие и обеспечение технологического суверенитета от которых зависит импортозамещение, обороноспособность и в целом качество жизни населения России. Все мы понимаем, что достижение этих целей немыслимо без преодоления системных проблем, существующих в сфере труда и занятости.

1. Низкая заработная плата, неэффективная структура занятости и, как следствие - дефицит кадров.

Сегодня дефицит кадров носит тотальный характер. По рабочим профессиям он наблюдается уже больше десяти лет. Виной тому - изменения структуры занятости населения, когда сокращалась доля занятых в промышленности и сельском хозяйстве, а занятость в сфере услуг росла.

Коренная проблема – сохраняющаяся низкая стоимость труда в реальном секторе экономики. В результате происходил и продолжается переток рабочей силы и снижение интереса к освоению квалификаций, необходимых для трудовой деятельности в производстве. Непривлекательная заработная плата обусловила тотальное нежелание выпускников работать по полученной специальности.

Сфера услуг более привлекательна для молодежи, чем производственный сектор. В популярной сети общественного питания готовы платить заработную плату в 75 тыс. рублей. Промышленные предприятия предлагают молодому инженеру зарплату вдвое ниже – 30-50 тыс. рублей. Там, где зарплата предлагается выше, она, как правило, достигается за счет сверхурочной работы и работы в выходные дни.

Государство и бизнес несут полную ответственность за сложившуюся структуру занятости и, как следствие, дефицит трудовых ресурсов. За несколько десятилетий мы не только утратили значительную часть кадрового потенциала, но и не уделяли должного внимания его восстановлению.

Миллиарды рублей и сегодня инвестируются в сферу торговли и услуг вместо развития производства. Ежедневно пополняется миллионная армия водителей, курьеров, сотрудников пунктов выдачи заказов. Это только один, но вопиющий пример неэффективного использования человеческих ресурсов, напоминающий историю «челночного бизнеса» начала 90-х.

Молодежь многие годы была ориентирована на фальшивые ценности, навязанные чуждой культурой. За двадцать лет идеальными образами успешного человека были: «сотрудник банка», «финансовый консультант», «менеджер отдела продаж». Сфера IT, особенно в период пандемии, подпитала ряды домашнего планктона - «блогеров», «инфлюэнсеров» и обслуживающих их специалистов. Недавно в Росреестр внесена саморегулируемая организация блогеров, насчитывающая 50 тыс. членов. Это люди, для которых «реклама и продвижение» - основной вид деятельности, но которые, при разумном подходе, могли бы обеспечить кадрами пять крупных промышленных предприятий.

Недавно Президент России поставил задачу построения в стране экономики высоких зарплат. Опережающее повышение минимального размера оплаты труда – прогрессивное и верное решение, но этого недостаточно, чтобы стоимость труда в экономике возросла.

Государство не обеспечивает рост заработной платы в бюджетном секторе и на государственных предприятиях, а предприниматели, ссылаясь на высокую «ключевую ставку» и дороговизну кредитов, минимизируют издержки на рабочую силу. Даже сложившийся острый дефицит кадров не оказал существенного влияния на стоимость труда. Единственное исключение – IT-индустрия, в которую активно инвестируют и государство, и бизнес. Цифровые технологии интенсивно развиваются, поэтому от работников требуется непрерывное обновление профессиональных знаний, умений и навыков. Все это определило высокую стоимость ИТ-специалистов на рынке труда.

Чтобы молодежь вернулась на производство ей нужно предложить достойный заработок, жилье и развитую социальную инфраструктуру. Нужны доступные решения по обеспечению молодых рабочих и специалистов жильем. В объявленный ныне Год семьи планируется продолжить льготные ипотечные программы для семей с детьми. Но даже льготная ипотека с относительно низкими процентными ставками – это большая нагрузка на семейный бюджет. Пока не будет решена проблема низких заработных плат, ипотека останется недоступной.

Значительная часть промышленных предприятий, в том числе ОПК, расположена в удалении от региональных центров. Тому есть свои причины, но если нам нужны перспективные кадры, то промышленные предприятия должны стать «точками притяжения» для талантливой молодежи.

Для выпускников решение задачи достойной заработной платы недостаточно, им необходимы условия для комфортной жизни и эффективного труда. Помимо жилья, необходимо строить современные школы, больницы, учреждения культуры и спорта – все, что делает жизнь человека удобной и достойной. Решение этих задач возможно только совместными усилиями государства и бизнеса.

2. Несоответствие структуры и качества подготовки кадров требованиям рынка труда, ограниченная доступность профобразования

Однако не только нехватка квалифицированных кадров создает угрозу для технологического развития и суверенитета. Значительную роль в решении этой задачи играет качество подготовки кадров. Необходима система профобразования, способная наполнить реальную экономику кадрами сейчас и обеспечить развитие кадрового потенциала в будущем.

В системе образования до сего времени спрос рождает предложение. Платежеспособный спрос формируют абитуриенты и их родители. Сегодня ситуация в экономике иная, поэтому спрос на подготовку кадров должны формировать работодатели, включая государство как одного из основных работодателей.

Принципы целевого обучения должны быть распространены на всю профессиональную подготовку кадров независимо от источников финансирования. Бюджетные средства должны строго направляться на финансирование обучения по тем профессиям, которые востребованы сегодня или будут востребованы завтра.

Распространение практики целевых договоров на обучение решает сразу две задачи: гарантированное трудоустройство выпускников и стимулирование их к работе по полученной профессии. Но профсоюзы категорически против того, чтобы расходы работодателя на подготовку и переподготовку кадров возмещались за счет работников. Компенсация этих расходов работодателей может быть реализована в форме налоговых вычетов по налогу на прибыль.

Полезно напомнить, что Конституция России гарантирует доступность и бесплатность среднего профобразования для всех граждан как в образовательных учреждениях, так и на предприятиях. Доступность профессиональной подготовки не должна зависеть от «кошелька» родителей абитуриента, заработка работника, от образовательного кредита или бюджетной обеспеченности региона.

Сегодня в условиях кадрового дефицита велик соблазн решать проблему путем ускорения подготовки. Сокращение длительности обучения всегда негативно отражается на знаниях выпускника. Увеличение практической составляющей в профподготовке или трудоустройство на старших курсах, конечно, выгодно работодателю. Снижается время на адаптацию, на «доучивание» выпускника. Но важно помнить, то с чем работают сейчас выпускники, это уже технологии вчерашнего дня. Технологическому развитию нужна опережающая подготовка кадров, ведь именно для этого в колледжи направлены крупные инвестиции по федеральному проекту «Профессионалитет». Выпускник должен нести новые знания на предприятие, предлагать инновационные решения. А для этого он должен владеть универсальными знаниями, за счет которых нельзя сокращать сроки учебы.

Важно готовить кадры, которые будут востребованы в будущем. Для этого отраслевые стратегии и программы, которые разрабатываются на федеральном уровне, должны предусматривать «кадровый компонент», а контрольные цифры приема – учитывать прогноз потребности в кадрах. Глава государства уже дал соответствующие поручения по итогам расширенного заседания Госсовета в 2023 году. От качества выполнения этих решений также зависит будущее кадрового потенциала страны.

За последние годы произошла смена приоритетов у молодежи: выпускники общеобразовательных школ все чаще выбирают среднее профессиональное образование на старте карьерного роста. Однако этот выбор большинство выпускников делает не в пользу рабочих специальностей, а в пользу подготовки специалистов среднего звена. Большую роль в этом сыграло расширение подготовки кадров для ИТ-индустрии. В структуре подготовки рабочих и специалистов на одного рабочего приходится пять специалистов среднего звена, но это не результат сокращении спроса на обучение. Вновь мы видим, как абитуриенты и их родители - вместо работодателей - решают кто в большей степени нужен экономике…

3. Незащищенные формы занятости: самозанятость, платформенная занятость и «заемный труд» - угроза технологическому развитию

В стране насчитывается почти 10 млн самозанятых. Попутно склонен предположить, что обретение этого статуса повлияло на заметное сокращение числа безработных в стране. Сегодня, исходя из сумм отчислений по налогу на профессиональный доход, более 80 процентов самозанятых либо не имеет дохода, либо получает доходы ниже минимального размера оплаты труда. То есть результаты налогового эксперимента оказались неутешительны: вместо легализации доходов мы получили деградацию трудовых отношений, ведь широкая пропаганда самозанятости вынудила часть работников обменять свои трудовые права и гарантии на сниженную ставку НДФЛ. Кто от этого выиграл?

Еще одна категория трудящихся «группы риска» - платформенные занятые. Платформенные занятые в большинстве трудятся в сферах торговли, в складском хозяйстве, в доставке. Условия такой занятости в настоящее время не урегулированы законодательством. Происходит эксплуатация трудящихся без учета времени труда и отдыха, без гарантий оплаты труда и его безопасности.

Третья категория трудящихся, чьи социально-трудовые права регулярно нарушаются, - «заемный персонал». Трудовой кодекс РФ запрещает «заемный труд». При этом допускается деятельность частных Агентств занятости по предоставлению персонала. Агентства существуют за счет демпинга по стоимости труда, по сути, отбирая часть заработка у работников в виде платы за заключение трудового договора. Отсутствие трудовых отношений между работником и принимающей стороной фактически лишает его трудовых прав и гарантий. Ни Агентство, ни принимающая сторона не несут за работника никакой ответственности, они, как это ни странно, фактически работают против технологического развития, понижая уровень заработной платы на рынке труда.

И самозанятые, и платформенные занятые, и временный «заемный» персонал – это бесправные трудящиеся. Они не имеют права ни на безопасный труд, ни на оплачиваемый отпуск, ни на больничный, ни на пенсию, ни на профсоюзную защиту. Но устойчивое развитие экономики и, тем более, достижение технологического суверенитета, невозможно за счет эксплуатации самозанятых, платформенных занятых, аутстаффинга или лизинга персонала.

По мнению профсоюзов, базовые принципы государственного регулирования в сфере занятости должны быть дополнены правами для всех трудящихся (независимо от формы занятости) на вступление в профсоюз и на государственное социальное, пенсионное и медицинское страхование.

Принципы регулирования предоставления персонала должны быть пересмотрены: любой труд работника, осуществляемый в интересах, под управлением и контролем иного лица, не являющегося работодателем, должен быть запрещен.

При решении этих проблем у России появятся реальные возможности для восстановления и сохранения кадрового потенциала, необходимого для технологического развития и достижения технологического суверенитета.

 

Спасибо за внимание.



Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Председатель комиссии

Корчагин Александр Викторович

председатель Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства

Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся женщин

Деятельность комиссии направлена на участие профсоюзов в формировании социальной политики государства по реализации принципа равной оплаты за труд равной ценности, без какой-либо дискриминации, создание равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда и социального обеспечения, повышение уровня информированности членских организаций ФНПР по вопросам гендерного равенства.

Председатель комиссии

Кузьмичева Елена Ивановна

Председатель Союза «Федерация профсоюзов Республики Татарстан»

Телефон: +7 (843) 236-93-14

Секретарь комиссии

Фирфаров Владислав Андреевич

заместитель руководителя Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-89-60

Координационный комитет солидарных действий ФНПР

Деятельность комитета направлена на координацию и солидарную поддержку коллективных действий (забастовок, собраний, митингов, демонстраций, шествий и пр.) членских организаций ФНПР, оказание методической и правовой помощи при проведении коллективных действий, организацию и проведение коллективных переговоров, консультативных совещаний с участием представителей сторон социального партнерства на федеральном и региональном уровнях.

Председатель комиссии

Некрасов Сергей Геннадьевич

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-72

Организационное обеспечение деятельности комитета

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-84-18

Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения

Методический совет ФНПР реализует решения коллегиальных органов ФНПР в области развития профсоюзного образования и науки, осуществляет координацию работы по формированию единого образовательного пространства ФНПР, проводит научно-методический анализ актуальных проблем профсоюзного движения, изучает практики работы учебных и научных учреждений профсоюзов, членских организаций ФНПР, профсоюзных структур различного уровня и готовит рекомендации по совершенствованию их деятельности.


Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России, (далее – Молодежный совет ФНПР) создан для разработки предложений,  планов мероприятий  и реализации молодежной политики ФНПР, координации работы молодежных советов членских организаций ФНПР.

При активном участии членов Молодёжного совета разрабатываются и осуществляются комплексные социально-экономические программы по работе с молодежью, акции направленные на социально-экономическую защиту прав рабочей молодёжи.

Члены Молодежного совета ФНПР являются активными участниками акций проводимых под эгидой ФНПР.

Председатель Молодёжного совета ФНПР

Анисимова Анастасия Юрьевна

Заместитель руководителя Департамента организационной работы Аппарата ФНПР

Телефон: +7 (495) 930-70-36

Комиссия по информационной политике
Деятельность Комиссии по информационной политике направлена на развитие системы информационной работы в ФНПР и членских организациях ФНПР. На заседаниях комиссии проводят обсуждения текущей информационной политики Федерации Независимых Профсоюзов России, вырабатывают предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности специалистов, отвечающих за информационную работу в членских организациях ФНПР, заслушивают от них информацию по вопросам, относящимся к деятельности комиссии.

Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Секретарь комиссии

Попов Виталий Андреевич

Редактор-консультант Департамента по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения Аппарата ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-77-02

Отправьте обращение в ФНПР
или получите юридическую консультацию
Фамилия
Имя
Отчество
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Телефон
Вы должны являться абонентом (владельцем) указанного номера
Текст обращения (вопрос не должен превышать 2000 знаков)
В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения в установленные сроки необходимо в тексте обращения указать место работы и принадлежность к профсоюзу.
Добавить файл
Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы: docx, doc, xls, xlsx, rtf, txt, pdf, jpeg, jpg, tiff, tif.
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Заявка на санаторно-курорное обслуживание
Фамилия, имя и отчество
Укажите, если хотите чтобы консультант обратился персонально
Телефон
Вы должны являться абонентом указанного номера
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Название вашего профсоюза
Начните ввод и выберите свой профсоюз из списка в подсказках
Субъект Российской Федерации
Начните ввод и выберите свой субъект из списка в подсказках
Ваше место работы
Укажите название компании или организации, в которой вы работаете
Параметры путевки


Дата заезда
Узажите точную дату заезда
Дата выезда
Узажите точную дату выезда
Выберите регион
Выберите желаемый объект размещения
Начните ввод и выберите объект размешения
Количество взрослых
Выберите
Количество детей
Выберите
Ваш вопрос консультанту
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Ваше обращение отправлено успешно
Переезд!
Запущено бета-тестирование функционала нового Личного кабинета членской организации.
Старая версия кабинета еще будет доступна некоторое время.
Оценить новую версию Личного кабинета можно по ссылке:
lk.fnpr.ru