• Все округа
  • ДФО
  • ПФО
  • СФО
  • СЗФО
  • СКФО
  • УФО
  • ЦФО
  • ЮФО
  • Алтайский край
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Город Москва
  • Город Санкт-Петербург
  • Город Севастополь
  • Донецкая Народная Республика
  • Еврейская автономная область
  • Забайкальский край
  • Запорожская область
  • Ивановская область
  • Иркутская область
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Камчатский край
  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Курганская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Липецкая область
  • Луганская Народная Республика
  • Магаданская область
  • Московская область
  • Мурманская область
  • Ненецкий автономный округ
  • Нижегородская область
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пензенская область
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Псковская область
  • Республика Адыгея (Адыгея)
  • Республика Алтай
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Республика Калмыкия
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Северная Осетия – Алания
  • Республика Татарстан (Татарстан)
  • Республика Тыва
  • Республика Хакасия
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Ставропольский край
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Удмуртская Республика
  • Ульяновская область
  • Хабаровский край
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
  • Херсонская область
  • Челябинская область
  • Чеченская Республика
  • Чувашская Республика – Чувашия
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Ярославская область
Другие сайты ФНПР
Все проекты ФНПР
1
Укажите, в какой отрасли вы работаете
2
Ваш профсоюз
Выбрать

title

Центр мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов оценивает социально-трудовую обстановку в первом полугодии 2023 года как стабильную

19 июля 2023
Новости ФНПР
2632

(по материалам аналитического бюллетеня

Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов

Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов

за первое полугодие 2023 года,

www.industrialconflicts.ru)

Очередной аналитический бюллетень Центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов СПбГУП с оценкой социально-трудовой обстановки в стране и развитии трудовых отношений был подготовлен на основе данных в ретроспективе пятилетнего периода с 2019 по 2023 г.г., в котором выделены три этапа: первый - 2019 год («допандемический период»), в котором социально-трудовая обстановка формировалась на «понижающем» тренде, когда с 2016 года сформировалась тенденция к снижению количества регистрируемых СТК и зафиксирована стабилизация социально-трудовой сферы; второй – начало и активная фаза пандемии COVID-19 в РФ (апрель 2020 года – февраль 2022 года) – характеризовался введением и снятием ограничительных мер, режимов самоизоляции, остановкой производств, переводом работников на удаленный (дистанционный) режимы работы и др.; третий – (февраль 2022 года – н.в.) – этап формирования социально-трудовой обстановки и перестройки экономики в новых внешних и внутренних условиях после начала СВО ВС РФ на Украине, введения незаконных санкций со стороны стран «коллективного запада».

В наступившем году социально-трудовая обстановка в стране и конфликтный потенциал в этой сфере продолжили формироваться под влиянием изменяющихся внешних и внутренних условий. Как отметил Президент РФ В.В.Путин на пленарном заседании XXVI ПМЭФ в июне текущего года «…в экономике позитивные макроэкономические тенденции набирают обороты и силу», «…реальные располагаемые доходы граждан вернулись к росту», «…МРОТ продолжаем индексировать, причём опережающими темпами от прожиточного минимума. С 1 января 2024 года проведём ещё одну индексацию – сразу на 18,5%» (на данный момент около 6 млн. работающих россиян получают МРОТ); «…из-за санкций и ухода западных компаний мир не рухнул, кратно расширились возможности для российских предпринимателей. В результате вся экономика двигается вперёд: ВВП России от мая к маю вырос на 5,4%. И это на фоне самой низкой за всю новейшую историю безработицы (3,2%) и низкой инфляции (3,21%). Это хорошая работа, это хороший результат». Вместе с тем, в ближайшей перспективе дальнейшее снижение уровня безработицы может создать риски для экономики и стабильности социально-трудовой сферы: опережающее увеличение заработных плат несоразмерное росту производительности труда при сохраняющемся дефиците квалифицированных работников ведет к потенциальным перекосам в формировании спроса и предложения на рынке труда.

По завершении первого полугодия 2023 года НМЦ «Трудовые конфликты» зарегистрировал 67 социально-трудовых конфликтов (СТК), что на -3% меньше, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Зафиксировано минимальное количество СТК в выбранном пятилетнем периоде. Социально-трудовая обстановка в наблюдаемом периоде оценивается как стабильная, при увеличении доли трудовых конфликтов по интересам и снижении доли СТК по праву в общей массе трудовых конфликтов. При возросшей доле СТК по интересам и зафиксированных в ходе противостояний различных форм публичных протестных действий сохраняется высокая доля использования неорганизованными работниками и профсоюзами непротестных форм защиты трудовых прав (коллективных обращений в ОГВ всех уровней, акций в социальных сетях, угроз начала протестов, жалоб и заявлений в надзорные ведомства, привлечения внимания СМИ и др). Отмечаем увеличение продолжительности СТК и вовлеченности работников в противостояния. СТК по интересам, которые не лежат в плоскости конфликтов, связанных с нарушениями трудового законодательства и других законодательных актов, чаще всего возникали по причинам низкого уровня заработных плат работников, отмены части выплат по премиальным и другим доплатам (компенсациям) из-за проблем в хозяйственной и производственной деятельности предприятий в условиях санкций, а также сокращения работников на проблемных предприятиях, нарушений условий (режимов) труда (неполная занятость, простои работников).

Наибольшее количество СТК протекало в Центральном федеральном округе – 20 (30% от общего количества). Анализ распределения зарегистрированных новых и развивающихся (актуальных) СТК от месяца к месяцу показывает, что к окончанию первого квартала ключевые показатели напряженности социально-трудовых отношений и конфликтный потенциал возросли с низкого до среднего уровня, а количество и длительность СТК увеличились.

Трудности и риски в экономике и социально-трудовой сфере, которые сохраняются с момента начала СВО, стали вызовом для нормального функционирования народного хозяйства, но не вызвали заметного роста напряженности в трудовых отношениях и не привели к увеличению количества социально-трудовых конфликтов благодаря, прежде всего, ответственной позиции и действиям всех сторон социального партнерства. По данным мониторинга в первом полугодии не происходило социально-трудовых конфликтов из-за проблем в связи с уходом иностранных компаний с российской рынка и введением против российского государства и отечественных предприятий незаконных ограничений со стороны «коллективного запада».

Большая часть наблюдаемых СТК развивалась в медучреждениях отрасли Здравоохранения (региональные районные больницы и ССМП), где отмечено 24 СТК (37% от общего количества). Основными источниками данных СТК определены: низкий уровень заработных плат медработников и персонала при высокой трудовой нагрузке (в первую очередь на ССМП); отмена ряда доплат и компенсаций, действовавших в период активной фазы пандемии COVID-19; оптимизация медучреждений и сокращения работников.

Всего в первом полугодии СТК зафиксированы в 13 отраслях экономики (2019 год – 12 отраслей, 2020 год – 13 отраслей, 2021 – 13 отраслей, 2022 – 14 отраслей), что сопоставимо с показателями и распределением в аналогичных периодах прошлых лет. В «тройке лидеров» неизменно находились Здравоохранение, Деятельность сухопутного транспорта, Обрабатывающие производства. Значительных трудностей для российской экономики в стратегических и системообразующих отраслях не отмечалось, роста количества СТК в 2022-2023 г.г. не произошло. Низкий конфликтный потенциал сохранялся в таких важных отраслях экономики, как Металлургическое производство, Добывающая промышленность, Производство машин и оборудования, Производство металлических изделий, Машиностроение, Сельское хозяйство, Электроэнергетика и др.

В целом основными причинами СТК определены: низкий уровень оплаты труда работников (25% от общего количества СТК), невыплаты заработной платы (19%), сокращение работников (18%). Следует отметить, что в наблюдаемом пятилетнем периоде количество СТК из-за задержек и невыплат заработной платы работникам снизилось в два раза (снижение с 39% до 19%), хотя данная причина была главным источником возникновения трудовых конфликтов многие годы (НМЦ «ТК» осуществляет мониторинг социально-трудовой обстановки с 2012 года). Активное вмешательство ОГВ субъектов РФ, контроль надзорных ведомств за соблюдением трудового законодательства, позиция работодателей по недопущению нарушения сроков оплаты труда работников, позволяли в кратчайшие сроки предотвращать или урегулировать СТК по праву по причинам невыплат заработной платы. Как правило подобные конфликты имели продолжительность около недели и завершались в пользу работников выплатой долгов по зарплатам.

Анализ распределения СТК, по масштабам распространения и с учетом юрисдикционной формы трудовых конфликтов показывает, что практически половина противостояний, которые протекали в масштабах конкретного предприятия (локальные СТК) были связаны с невыплатой заработной платы и разрешались в системе работник-работодатель. Большая часть региональных, муниципальных и федеральных СТК стали конфликтами по интересам и протекали в основном в медучреждениях, когда медперсонал и водители скорых протестовали и требовали от региональных властей решать проблемы с низкими заработными платами, нехваткой персонала, высокой нагрузкой, а профсоюзы вели активную борьбу против оптимизаций и слияния медучреждений, вело к сокращениям и уходу квалифицированных кадров, тем более в условиях острой нехватки врачей и медсестер во многих субъектах РФ.

В развитии 38 СТК (56% от общего числа СТК) (2022год – 42 (61%)) работники и профсоюзы, с целью защиты трудовых прав и достижения выдвинутых к работодателям требований, применяли активные формы протеста и общественно-наблюдаемые действия, или угрожали начать протестные действия. На фоне снижения общего количества СТК в 2023 году сохранилась тенденция к дальнейшему снижению количества практически всех публичных и непубличных активных форм протестных действий и угроз по их проведению, кроме коллективных обращений работников в различные инстанции (76% от общего количества СТК). Подобные способы защиты трудовых прав на современном этапе стали доминирующими формами выражения протеста в тактике действия работников (профсоюзов), при информационной поддержке СМИ и профсоюзных ресурсов. Обращаем внимание, что территориальные и отраслевые профсоюзы, входящие в ФНПР, как ответственная сторона социального партнерства продолжают занимать в ходе СТК конструктивную позицию в новой сложной ситуации нестабильности, используя для урегулирования конфликтов и решения проблем в первую очередь переговоры, социальный диалог, лишь в исключительных случаях прибегая к открытому противостоянию (в 2023 году профсоюзы не организовали и не провели ни одной забастовки, что подтверждается и данными Росстата). Вместе с тем, профсоюзная сторона стоит на позиции, что забастовка остаётся важным инструментом для трудовых коллективов, как эффективной формы борьбы за трудовые права.

Неорганизованные работники в свою очередь дважды угрожали начать забастовку и 10 раз объявляли состояние забастовки. Средняя вовлеченность работников в коллективные действия выросла на +4%. Потери рабочего времени от забастовок (приостановок работы) и других протестных мероприятий в текущем году составила до 8000 человеко/дней. По данным мониторинга НМЦ «Трудовые конфликты» в забастовках в ходе зарегистрированных социально-трудовых конфликтов участвовали 1705 человек. (www.industrialconflicts.ru/conflict).

НМЦ «Трудовые конфликты» продолжает мониторинг социально-трудовой обстановки в моногородах Российской Федерации, перечень которых утвержден Правительством РФ (Распоряжение от 29 июля 2014 г. № 1398 (www.pravo.gov.ru)). В данных муниципальных образованиях в текущем периоде зарегистрировано 9 СТК (13% от общего числа СТК) в 5 федеральных округах (4 СТК – в моногородах 3-й категории, 3 СТК - в моногородах 2-й категории, 2 СТК – моногородах 1-й категории). Количество СТК в моногородах РФ снизилось в текущем периоде на -6% и стало минимальным показателем в четырехлетнем цикле (2019 год – 14 (17%), 2020 год – 18 (19%), 2021 год – 11 (15%), 2022 год – 5 (7%)).

Общие итоги конфликтов таковы: 48% СТК - завершились полным удовлетворением требований, выдвинутых работниками, 32% СТК - частичным удовлетворением, в 20% СТК работникам не удалось достичь поставленных целей и защитить свои трудовые права. В текущем году продолжает расти доля СТК, завершившихся в пользу работников (+7%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) при сохраняющейся доле СТК, в которых работникам было отказано в удовлетворении заявленных требований (20%). Следует отметить повышение эффективности коллективных действий как неорганизованных работников, так и профсоюзов в ходе СТК на фоне роста количества СТК по интересам, в которых особенно трудно достичь поставленных целей (добиться от работодателей повышения заработных плат, улучшить условия труда, защитить уволенных профсоюзных лидеров, отстоять справедливые графики (режимы) работы, сохранить рабочие места и др.).

Подробные сведения о результатах исследований Центра в полном объёме доступны партнерам и заинтересованным пользователям ресурса проекта. Оперативная информация о развивающихся СТК с оценкой социально-трудовой обстановки в стране доступна в еженедельных бюллетенях, которые рассылаются безвозмездно зарегистрировавшимся в разделе http://industrialconflicts.ru/register/. 

Презентация к итогам первого полугодия 2023 года


Центр мониторинга и анализа
 социально-трудовых конфликтов СПбГУП

 


Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Председатель комиссии

Корчагин Александр Викторович

председатель Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства

Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся женщин

Деятельность комиссии направлена на участие профсоюзов в формировании социальной политики государства по реализации принципа равной оплаты за труд равной ценности, без какой-либо дискриминации, создание равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда и социального обеспечения, повышение уровня информированности членских организаций ФНПР по вопросам гендерного равенства.

Председатель комиссии

Кузьмичева Елена Ивановна

Председатель Союза «Федерация профсоюзов Республики Татарстан»

Телефон: +7 (843) 236-93-14

Секретарь комиссии

Фирфаров Владислав Андреевич

заместитель руководителя Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-89-60

Координационный комитет солидарных действий ФНПР

Деятельность комитета направлена на координацию и солидарную поддержку коллективных действий (забастовок, собраний, митингов, демонстраций, шествий и пр.) членских организаций ФНПР, оказание методической и правовой помощи при проведении коллективных действий, организацию и проведение коллективных переговоров, консультативных совещаний с участием представителей сторон социального партнерства на федеральном и региональном уровнях.

Председатель комиссии

Некрасов Сергей Геннадьевич

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-72

Организационное обеспечение деятельности комитета

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-84-18

Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения

Методический совет ФНПР реализует решения коллегиальных органов ФНПР в области развития профсоюзного образования и науки, осуществляет координацию работы по формированию единого образовательного пространства ФНПР, проводит научно-методический анализ актуальных проблем профсоюзного движения, изучает практики работы учебных и научных учреждений профсоюзов, членских организаций ФНПР, профсоюзных структур различного уровня и готовит рекомендации по совершенствованию их деятельности.


Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России, (далее – Молодежный совет ФНПР) создан для разработки предложений,  планов мероприятий  и реализации молодежной политики ФНПР, координации работы молодежных советов членских организаций ФНПР.

При активном участии членов Молодёжного совета разрабатываются и осуществляются комплексные социально-экономические программы по работе с молодежью, акции направленные на социально-экономическую защиту прав рабочей молодёжи.

Члены Молодежного совета ФНПР являются активными участниками акций проводимых под эгидой ФНПР.

Председатель Молодёжного совета ФНПР

Мазур Александра Константиновна

ведущий специалист социально-экономического отдела Аппарата Нефтегазстройпрофсоюза

Телефон: +7 (495) 938-79-25

Комиссия по информационной политике
Деятельность Комиссии по информационной политике направлена на развитие системы информационной работы в ФНПР и членских организациях ФНПР. На заседаниях комиссии проводят обсуждения текущей информационной политики Федерации Независимых Профсоюзов России, вырабатывают предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности специалистов, отвечающих за информационную работу в членских организациях ФНПР, заслушивают от них информацию по вопросам, относящимся к деятельности комиссии.

Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Секретарь комиссии

Попов Виталий Андреевич

Редактор-консультант Департамента по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения Аппарата ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-77-02

Отправьте обращение в ФНПР
или получите юридическую консультацию
Фамилия
Имя
Отчество
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Телефон
Вы должны являться абонентом (владельцем) указанного номера
Текст обращения (вопрос не должен превышать 2000 знаков)
В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения в установленные сроки необходимо в тексте обращения указать место работы и принадлежность к профсоюзу.
Добавить файл
Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы: docx, doc, xls, xlsx, rtf, txt, pdf, jpeg, jpg, tiff, tif.
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Получите социальную защиту
или отправьте обращение в ФНПР
Фамилия, имя и отчество*
Укажите, если хотите чтобы консультант обратился персонально
Телефон*
E-mail*
В каком профсоюзе вы состоите?*
Описание ситуации по вопросам назначения и выплат пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством*
Вопрос для получения консультации*
Добавить файл
Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы: docx, doc, xls, xlsx, rtf, txt, pdf, jpeg, jpg, tiff, tif.
Заявка на санаторно-курорное обслуживание
Фамилия, имя и отчество
Укажите, если хотите чтобы консультант обратился персонально
Телефон
Вы должны являться абонентом указанного номера
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Название вашего профсоюза
Начните ввод и выберите свой профсоюз из списка в подсказках
Субъект Российской Федерации
Начните ввод и выберите свой субъект из списка в подсказках
Ваше место работы
Укажите название компании или организации, в которой вы работаете
Параметры путевки


Дата заезда
Узажите точную дату заезда
Дата выезда
Узажите точную дату выезда
Выберите регион
Выберите желаемый объект размещения
Начните ввод и выберите объект размешения
Количество взрослых
Выберите
Количество детей
Выберите
Ваш вопрос консультанту
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Ваше обращение отправлено успешно
Переезд!
Запущено бета-тестирование функционала нового Личного кабинета членской организации.
Старая версия кабинета еще будет доступна некоторое время.
Оценить новую версию Личного кабинета можно по ссылке:
lk.fnpr.ru