• Все округа
  • ДФО
  • ПФО
  • СФО
  • СЗФО
  • СКФО
  • УФО
  • ЦФО
  • ЮФО
  • Республика Адыгея (Адыгея)
  • Республика Алтай
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Республика Калмыкия
  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Северная Осетия – Алания
  • Республика Татарстан (Татарстан)
  • Республика Тыва
  • Удмуртская Республика
  • Республика Хакасия
  • Чеченская Республика
  • Чувашская Республика – Чувашия
  • Алтайский край
  • Забайкальский край
  • Камчатский край
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Ставропольский край
  • Хабаровский край
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Ивановская область
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Курганская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Липецкая область
  • Магаданская область
  • Московская область
  • Мурманская область
  • Нижегородская область
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пензенская область
  • Псковская область
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Челябинская область
  • Ярославская область
  • Город Москва
  • Город Санкт-Петербург
  • Город Севастополь
  • Еврейская автономная область
  • Ненецкий автономный округ
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
Другие сайты ФНПР
Все проекты ФНПР
1
Укажите, в какой отрасли вы работаете
2
Ваш профсоюз
Выбрать

Перспективы занятости и социальной защиты в мире в 2021 году

09 марта 2021
Новости ФНПР
34

Бурный рост цифровой экономики требует согласованных ответных политических мер. Развитие цифровых платформ открывает перед работниками и предприятиями новые возможности, создает для них вызовы и указывает на необходимость международного политического диалога на эту тему.

За последнее десятилетие количество цифровых платформ в мире выросло впятеро, говорится в только что выпущенном докладе МОТ «Перспективы занятости и социальной защиты в мире в 2021 году».

Такой рост убедительно говорит о необходимости международного политического диалога и сотрудничества по вопросам нормативного регулирования – это позволило бы более последовательно обеспечивать возможности достойного труда и содействовать развитию жизнеспособных предприятий.

Как отмечается в докладе, озаглавленном "Перспективы занятости и социальной защиты в мире в 2021 году: роль цифровых платформ в преобразовании сферы труда", цифровые платформы открывают новые перспективы трудоустройства, в том числе женщинам, людям с ограниченными возможностями, молодежи и тем, кто на традиционных рынках труда находится в ущемленном положении. Предприятиям цифровые платформы дают доступ к обширным трудовым ресурсам, отличающимся гибкостью и многообразием навыков, а также возможность расширить их клиентскую базу.

Основное внимание в докладе уделено двум видам цифровых платформ: сетевым, где услуги оказываются в режиме онлайн, а работа ведется удаленно, и локализованным, где услуги оказываются в определенных местах индивидуальными работниками – такими как таксисты или курьеры. Приведенные в докладе данные собраны в ходе обследований и собеседований, в которых приняло участие порядка 12000 работников и представителей 85 предприятий, действующих в самых разных отраслях и странах.

Новые проблемы для работников и предприятий

Проблемы, возникающие у работников цифровых платформ, связаны с условиями труда, стабильностью работы и доходов, отсутствием социальной защиты, свободы объединения и права на коллективные переговоры. Работать нередко приходится сверхурочно, и, заступая на смену, человек не знает, как долго она продлится. Половина работников сетевых платформ зарабатывают меньше двух долл.США в час. Кроме того, для многих платформ характерен существенный гендерный разрыв в оплате труда. С приходом пандемии COVID19 многие из этих проблем лишь обострились, - отмечается в докладе.

Многие предприятия сталкиваются с проблемами, связанными с недобросовестной конкуренцией, отсутствием прозрачности в том, что касается данных и ценообразования, завышенными комиссионными. Малым и средним предприятиям (МСП) непросто получить доступ к финансовой и цифровой инфраструктуре.

Основополагающие права в сфере труда должны быть достоянием всех работников независимо от их статуса занятости"
Гай Райдер, Генеральный директор МОТ

Новые возможности, создаваемые цифровыми платформами, еще больше размывают некогда четкую грань между наемными и самозанятыми работниками. Условия труда в целом регулируются действующими на той или иной платформе условиями оказания услуг, которые она зачастую определяет в одностороннем порядке. При распределении и оценке работы, при управлении и контроле над работниками человеческий интеллект все чаще заменяется искусственным.

Учитывая, что цифровые платформы действуют в правовых системах разных стран, для того, чтобы они обеспечивали достойный труд и способствовали развитию жизнеспособных предприятий, необходима последовательная и согласованная политика, говорится в докладе.

«Цифровые платформы повсюду в мире открывают такие возможности, каких прежде не было, особенно перед женщинами, молодежью, людьми с ограниченными возможностями и маргинализированными группами населения. Это можно только приветствовать. Новые проблемы, связанные с их деятельностью, могут решаться путем глобального социального диалога с тем, чтобы этими возможностями могли в равной степени воспользоваться работники, работодатели и правительства. Основополагающие права в сфере труда должны быть достоянием всех работников независимо от их статуса занятости», - говорит Генеральный директор МОТ Гай Райдер.

«Цифровая пропасть»

Выгоды и издержки от деятельности цифровых платформ варьируются от региона к региону. 96% инвестиций в такие платформы сосредоточены в Азии, Северной Америке и Европе. 70% их доходов приходится всего на две страны – Соединенные Штаты и Китай.

В странах Севера работа на сетевых платформах передается на внешний подряд, а выполняют ее работники в странах Юга, зарабатывающие меньше своих коллег в развитых странах. Неравномерный рост цифровой экономики усугубляет так называемую «цифровую пропасть», приводя к усилению существующего неравенства.

Дальнейшие перспективы

Заниматься некоторыми из названных проблем уже начали многие правительства, предприятия и представители работников, включая профсоюзы, но решения они предлагают самые разные, и это приводит к неопределенности, которую ощущают все стороны.

Учитывая, что цифровые платформы действуют в правовых системах разных стран, для того чтобы обеспечить определенность нормативно-правовой базы их деятельности и соблюдение международных трудовых норм, необходим международный политический диалог и координация усилий, говорится в докладе.

В нем подчеркивается важность глобального социального диалога и развития сотрудничества по вопросам нормативного регулирования между цифровыми платформами, работниками и правительствами: со временем это позволит выработать более эффективный и последовательный подход к решению целого ряда задач:

  • Надлежащим образом систематизировать работников по статусу занятости в соответствии с действующими в их странах национальными системами классификации.
  • Обеспечить открытость и подконтрольность применяемых алгоритмов для работников и предприятий.
  • Обеспечить самозанятым работникам цифровых платформ право на ведение коллективных переговоров.
  • Обеспечить всем работникам, в том числе занятым на цифровых платформах, доступ к надлежащему социальному обеспечению – если потребуется, за счет расширения и корректировки нормативно-правовой базы.
  • Обеспечить работникам цифровых платформ по их желанию доступ к судебным органам в рамках правовой системы, действующей в местах их пребывания.

По материалам сайта МОТ


Постоянная комиссия Генерального совета ФНПР по гендерному равенству

Деятельность комиссии направлена на участие профсоюзов в формировании социальной политики государства по реализации принципа равной оплаты за труд равной ценности, без какой-либо дискриминации, создание равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда и социального обеспечения, повышение уровня информированности членских организаций ФНПР по вопросам гендерного равенства.

Председатель комиссии

Полякова Ольга Васильевна

председатель союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Брянской области»

Телефон: +7 (483) 274-24-93

Секретарь комиссии

Богданова Евгения Александровна

заместитель руководителя Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-89-60

Координационный комитет солидарных действий ФНПР

Деятельность комитета направлена на координацию и солидарную поддержку коллективных действий (забастовок, собраний, митингов, демонстраций, шествий и пр.) членских организаций ФНПР, оказание методической и правовой помощи при проведении коллективных действий, организацию и проведение коллективных переговоров, консультативных совещаний с участием представителей сторон социального партнерства на федеральном и региональном уровнях.

Председатель комиссии

Некрасов Сергей Геннадьевич

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-72

Организационное обеспечение деятельности комитета

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-84-18

Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения

Методический совет ФНПР реализует решения коллегиальных органов ФНПР в области развития профсоюзного образования и науки, осуществляет координацию работы по формированию единого образовательного пространства ФНПР, проводит научно-методический анализ актуальных проблем профсоюзного движения, изучает практики работы учебных и научных учреждений профсоюзов, членских организаций ФНПР, профсоюзных структур различного уровня и готовит рекомендации по совершенствованию их деятельности.


Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России, (далее – Молодежный совет ФНПР) создан для разработки предложений,  планов мероприятий  и реализации молодежной политики ФНПР, координации работы молодежных советов членских организаций ФНПР.

При активном участии членов Молодёжного совета разрабатываются и осуществляются комплексные социально-экономические программы по работе с молодежью, акции направленные на социально-экономическую защиту прав рабочей молодёжи.

Члены Молодежного совета ФНПР являются активными участниками акций проводимых под эгидой ФНПР.

Председатель Молодёжного совета ФНПР

Ветчинников Максим Александрович

управляющий профсоюзным имуществом - заведующий административно-хозяйственным отделом, Председатель Молодёжного совета Ассоциация территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, председатель Молодёжного совета Территориального союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Орловской области"

Телефон: +7 (4862) 76-10-05

Комиссия по информационной работе

Деятельность Комиссии по информационной политике направлена на развитие системы информационной работы в ФНПР и членских организациях ФНПР. На заседаниях комиссии проводят обсуждения текущей информационной политики Федерации Независимых Профсоюзов России, вырабатывают предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности специалистов, отвечающих за информационную работу в членских организациях ФНПР, заслушивают от них информацию по вопросам, относящимся к деятельности комиссии.

Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Секретарь комиссии

Попов Виталий Андреевич

Редактор-консультант Департамента по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения Аппарата ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-77-02

Фамилия, имя и отчество
Укажите, если хотите чтобы консультант обратился персонально
Мобильный телефон
Вы должны являться абонентом (владельцем) указанного номера
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Ваш вопрос
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Ваш запрос отправлен успешно