Анатомия наезда
Небольшой секрет. Материал «Трудящиеся - без путевок, профсоюзы - без санаториев?» («Солидарность» № 26, 2021) о том, как внезапно прозревшая региональная прокуратура пытается запретить профсоюзам управлять своим имуществом, был написан почти месяц назад. Несколько раз его публикацию откладывали. И вдруг он появляется на прошлой неделе в виде публикации на сайте газеты за два дня до, собственно, печатного выпуска. Почему?
Все просто: шел сложный судебный процесс (о нем чуть позже), и не хотелось, чтобы публикацию восприняли как способ профсоюзного давления на правосудие. Это мы так считали. Однако противоположная сторона (назовем ее пока так, не конкретизируя) воспринимала ситуацию совершенно по-другому, сочтя нашу законопослушность за слабость.
С конца июня прошло несколько волн публикаций заказных материалов с «чернухой» в адрес ФНПР в целом, ее выборных органов и председателя ФНПР. Пересказывать содержание бессмысленно, поскольку основные тезисы «все разворовали и понастроили себе хоромы царские» уже неоднократно опровергались в судах еще в начале 2000-х годов. Сейчас важнее описать новую технологию. В конце концов, сейчас большинство СМИ в стране - «стреляные воробьи», и публиковать откровенную чушь с перспективой штрафов за моральный ущерб - себе дороже. Поэтому для первоначального распространения, для «вброса» был избран другой канал. Точнее - каналы. Телеграм.
КАК ЗАХВАТИТЬ ТЕЛЕГРАМ
Коротко и без терминов. Есть программы, позволяющие обмениваться сообщениями, их ставят на телефон. Одна из них называется TELEGRAM. А кроме того, эта программа позволяет создавать телеграм-каналы, на которые могут подписываться те, у кого стоит такая же программа. Телеграм-каналы есть с потоком сообщений разной тематики: политика, кулинария, гламур, анекдоты, литература и т.д. Их тысячи. И их можно вести как официально (например, канал газеты «Солидарность»), так и анонимно. То есть, в отличие от обычных СМИ или интернет-ресурсов, в случае анонимного ведения канала даже имена редакторов могут быть неизвестны. Этому способствуют встроенные функции шифрования. У каналов может быть разное число подписчиков (от единиц до сотен тысяч) - в зависимости от того, кого что интересует. (Есть и каналы профсоюзной тематики - от официального канала «ФНПР» до неофициальных «Ленинский, 42», «Профсоюзник», «1 мая».)
Большинство аудитории телеграм-каналов, понятно, сидит на кулинарии и анекдотах. Но определенную долю составляет политический сегмент, в котором есть партии, политические обозреватели и «политические анонимы». Последние распространяют в том числе сплетни, слухи, подозрения и прочую «мировую закулису». И именно последние каналы используются в политической и экономической борьбе чиновниками, силовиками, олигархами - большими и поменьше. Почему их читают, если все знают, что это «сплетни, слухи…»? Ну, во-первых, потому что интересно. А кроме того, иногда можно выудить интересные предположения. И только от критического анализа читателя зависит, принимать ли эти предположения за чистую монету.
Телеграм-каналы могут цитировать друг друга. И чем больше каналов процитировало ваше утверждение, тем больше вероятность того, что в него поверят читатели. Как говорится, «ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой». Или проще воспринимается как правда («тысячи мух не могут ошибаться»). На этой технологии основываются сетки каналов-сателлитов, которые ретранслируют первоначальное утверждение. Особенно активно - если за него могут заплатить.
Итого. Есть технология, есть аудитория, есть заказчики (серьезные люди, заинтересованные в профсоюзной собственности). Вот через эту схему месяц назад началась «заварушка».
ХРОНОЛОГИЯ
За два дня до проведения «прямой линии» Владимира Путина (30 июня) была опубликована первая группа сообщений. Скорее всего, расчет был на включение этой тематики в перечень вопросов, поступивших президенту. Но тема не прозвучала. Тогда прошло еще две волны однотипных публикаций: 1 июля их повторило 11 телеграм-каналов, 2 июля - 31. Мои слова про «заказ» и «распространение по сети» - не вымысел. Это можно подтвердить тем, что, например, все публикации 2 июля состоялись в 17:50 - 17:51. Значит, речь не о том, что «прочитали, подумали и решили процитировать». Была проделана совершенно механическая работа.
Следующие волны однотипных публикаций пришлись на 5 июля и 12 - 13 июля. Можно предположить причины такой интенсификации: 15 июля Арбитражный суд Северо-Кавказского округа поддержал позицию ФНПР, отменил решение предыдущей инстанции, заявил, что, грубо говоря, профсоюзное имущество - это профсоюзное имущество и профсоюзы могут управлять им с помощью созданных ими хозяйственных обществ - это законно.
Вы думаете, что на этом судебном решении «телеграм-война» закончилась? Уже на следующий день, 16 июля, в течение двух минут, в 13:59 - 14:00, «по традиции» синхронные публикации были сделаны в 31 телеграм-канале. Стало понятно, что это не просто давление на суд, а попытка формирования мнения у элитной части пользователей политического сегмента телеграм-каналов. Чтобы те поняли - «серьезные люди заказали профсоюзы».
19 июля Владимир Путин в режиме видеоконференции провел заседание Совета при президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. После выступления премьер-министра и вице-премьеров президент предоставил слово председателю ФНПР. Думаю, что в этот момент организаторам «телеграм-кампании» стало ясно, что ставка на создание негативного образа профсоюзов в глазах политических лидеров не сыграла. И ставки были повышены.
Примерно через час после заседания Совета на крупнейшем в России политическом телеграм-канале, с числом подписчиков больше 300 тысяч, был размещен очередной наезд на профсоюзы. Для понимания: все расценки известны из открытых источников, стоимость одной публикации крутится вокруг 600 тысяч рублей. Для надежности аналогичные публикации на том же канале последовали 21 и 22 июля. Интересно, что один из материалов дословно повторял позицию региональной прокуратуры по «незаконности» профсоюзной собственности на Кавминводах. То есть ту позицию, которую 15 июля уже признал незаконной арбитражный суд. Одновременно, по стандартной схеме, 22 июля в 10:06 была сделана очередная массовая «мусорная» публикация, а через полтора часа, в 11:32 - 11:33, еще одна - в 33 телеграм-каналах (последняя - совсем уже подзаборного характера).
Оценочно, стоимость уже сделанных публикаций в телеграм-каналах колеблется около 3 - 4 млн рублей. Впрочем, иногда не нужно денег, а достаточно административного ресурса…
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Скорее всего, публикации продолжатся. В основном - в анонимных телеграм-каналах. С существенно меньшим «выхлопом» в печатных и электронных СМИ, просто потому, что аналогичные публикации в них означают последующие судебные иски.
Но вот что важно понимать. Цель этих публикаций - не борьба за «улучшение» профсоюзов, не стремление сделать их эффективнее. Это - желание не видеть организацию, которая (при всех наших проблемах, о которых мы знаем больше критиков) тем не менее имеет смелость публично отстаивать интересы работников. И это - желание забрать профсоюзное имущество.
Помните, как там в фильме «Брат-2»?
«- Слушай, а что такое по-английски «How are you»?
- «Как поживаешь» или «как дела».
- А им чё, всем интересно, как у меня дела?
- Не-а, не интересно.
- А чё тогда спрашивают?
- Просто так. Здесь вообще всё просто так, кроме денег».
Так же и здесь. Им не интересно «как в профсоюзах дела?». У них это всё просто так. Кроме денег. Причем чужих, профсоюзных.
Буду краток и цензурен: наши «доброжелатели» уже обломались и еще обломаются.
Мы продолжим эту тему.
Источник - Центральная профсоюзная газета "Солидарность" , https://www.solidarnost.org
-
Персона