Трудовая слава Бурятии. Семейные династии — гордость ЛВРЗ. Общий трудовой стаж семейной династии Патутиных из Улан-Удэнского ЛВРЗ составляет 724 года.
Успех работы любого предприятия определяется работающими в нем людьми. Особый показатель — семейные трудовые династии. Навыки, мастерство передаются из поколения в поколение, от родителей к детям. Преемственность традиций, сопричастность к общему делу и профессионализм - именно эти черты характерны для трудовых династий. Особенно много таких семей на крупных производственных предприятиях Улан-Удэ. Они из поколения в поколение остаются верны родному предприятию. А можете ли вы себе представить трудовой стаж более 700 лет? Скажете, такого не бывает? Да, один человек столько проработать не сможет. Но, целой семье с богатыми рабочими традициями и преемственностью поколений это вполне по силам.
Улан-Удэнский ЛВРЗ издавна славится своими династиями, некоторые из них имеют за плечами долгие годы труда. Одна из них – семейная династия Патутиных, общий стаж которой составляет целых 724 года. История семьи Патутиных — это история ЛВРЗ. Завод стал родным для нескольких поколений целой семьи. Основателем и родоначальником династии стал Петр Иванович Патутин, который в далеком 1935 году приехал в Бурятию вместе с женой и четырьмя детьми и устроился на ПРВЗ кузнецом. За свой безупречный и добросовестный труд он был удостоен звания «Почетный железнодорожник». Старшая дочь Мария пошла вместе с отцом на завод, когда ей было 16 лет. Девушку взяли в сталелитейный цех лаборанткой. Заметив боевой характер, отправили в Иркутск, в комсомольскую школу, которую она закончила она прямо в канун войны. Поработав меньше года вторым секретарем райкома, Мария ушла в армию, служила радисткой. Войну закончила в Манчжурии, а после снова устроилась на завод в вагонокомплектовочный цех полировщицей. Как и отцу, ей присвоили звание «Почетный железнодорожник». Карьера сына Николая началась 1941 году, когда 13-летний подросток, прибавив себе год для солидности, поступил в железнодорожное училище. Первой его «продукцией» в модельном цехе оказалась скамеечка, которую пришлось сколотить, чтобы дотянуться до станка дотянуться. Дальше - личное клеймо качества, самый высший, восьмой, разряд. Как и отец, был занесен в заводскую Книгу Почета. Николай Петрович - заслуженный работник транспорта Бурятии, ветеран труда. Его жена Сталина Васильевна Масалова - дочь одного из первых заводских комсоргов - Василия Степановича Мосолова. То, что их сын, Андрей, пойдет на завод, в семье даже не обсуждалось.
В итоге он практически 40 лет посвятил родному заводу, работая мастером в цехе водоснабжения. Вторая дочь, Тамара Петровна Каховская шутит: «Меня в стальцех Мария «по блату» устроила, она подсказала мне теплое местечко, вот и прикипела я к нему». Тамара Петровна проработала на заводе 50 лет. Работала электромонтером и любила свое дело. За отличную работу ей вручили именные часы министра и знак «Почетный железнодорожник». Эстафету у нее принял внук основателя династии Сергей - электрослесарь аппаратного цеха, а его отец, Леонид Иванович Каховский, работал помощником машиниста. Третья дочь, Александра Петровна Лобозерова - еще одна ветвь семейного древа Патутиных. Она, как и сестра Тамара, связала свою жизнь со стальцехом. Была крановщицей, видимо с высоты и рассмотрела свою судьбу - Николая Мартемьяновича, который вырос по карьерной лестнице от сварщика до старшего мастера. Их дочь, Галина Николаевна Мазнева, после железнодорожного техникума долго не размышляла о выборе, работала мастером вагоносборочного цеха и привела на завод свою дочь Екатерину, которая начинала трудовую деятельность с испытателя электрических машин электровагонного цеха. В настоящее время работает ведущим инженером отдела СМК и СМБ. Муж Екатерины, Сергей Анатольевич Назаров, прошел трудовой путь на заводе от мастера до заместителя директора завода по качеству. В настоящее время продолжает трудовую деятельность старшим инспектором-приемщиком Центра технического аудита. Продолжателем рода Патутиных стал второй сын главы династии - Юрий Петрович. Он поддерживал фамильную славу в вагонном производстве начальником технологического бюро в электровагонном цехе. Его жена, Раиса Андреевна, трудилась маляром, после - нарядчицей и нормировщицей.
Сын семейной пары, Андрей, после окончания железнодорожного техникума и службы в армии пришел на ЛВРЗ. За трудовой стаж работал электромонтажником-схемщиком, мастером локомотивосборочного цеха, энергетиком, главным технологом. В настоящее время продолжает трудиться в должности главного конструктора завода. Супруга Андрея, Татьяна Валерьевна Патутина, трудится здесь же на заводе начальником сектора в отделе главного технолога. В общий стаж семьи Патутиных добавила 33 года. Правнук Петра Ивановича Патутина, Алексей Владимирович закончил ВСГТУ. Трудовой путь начал в автотранспортном цехе водителем. Окончив университет, перешел трудиться в отдел главного технолога.
В разные годы численность трудовой династии Патутиных достигала 23 человека, в настоящее время на производстве работает 5 человек. Всего в трудовой династии четыре «Почетных железнодорожника», девять имеют звание «Ветеран труда». Хочется верить, что представителей трудовых династий на заводе появится еще больше. Ведь, как известно, сила завода – не только в наличии современного высокоэффективного оборудования, но и в преемственности поколений и возможности передавать друг другу свое профессиональное мастерство и бесценный опыт.
Конечно, у каждой семьи своя история, но несомненно, что каждый член династии семьи Патутиных продолжает вносить вклад в развитие и процветание родного завода. – Вся моя трудовая жизнь прошла на одном предприятии, – рассказывает Андрей Юрьевич Патутин, главный конструктор завода. – За эти годы много было трудностей, но хорошего – гораздо больше. Молодым парнем пришел я на завод и нашел тут свою судьбу, будущую супругу Татьяну. На заводе у меня появилось много друзей, с которыми мы общаемся до сих пор и при встречах всегда вспоминаем свои юные и зрелые годы, которые прошли в его цехах. Надеюсь, что стаж нашей трудовой династии будет только увеличиваться, а мои дети и внуки продолжат наши семейные трудовые традиции и придут работать на ЛВРЗ. - Трудовые династии - это не что-то искусственное, они создаются и образуются сами по себе, младшие берут пример со старших, хотя стимулов придти на завод и остаться здесь на всю жизнь может быть много. И это не только условия труда и социальный пакет, которые ставят во главу угла в наши дни. Например, во времена СССР я и мои коллеги всегда испытывали огромную гордость за наш завод. Конечно, с тех пор стимулы поменялись, но отношение людей к родному заводу и профессии осталось прежним.
Трудовые династии важны тем, что они сплачивают коллектив, превращают его в одну большую дружную семью, - так считает Валентин Николаевич Нарожный, Председатель профсоюзного комитета Улан-Удэнского локомотиво - вагоноремонтного завода. – Ведь это не только улучшает отношения, но и повышает качество продукции. Ведь если у человека прадед, дед и отец были уважаемыми заводчанами, это обязывает его хранить честь мундира. И трудовые династии – это, прежде всего, опора любого предприятия.
Пресс-служба ООП РБ