Стратегия и приоритеты
В Москве с 17 по 20 сентября прошла стратегическая сессия руководителей членских организаций Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников (МКПЖ). Ее участниками стали представители железнодорожных профсоюзов из Казахстана, Армении, Кыргызстана, Белоруссии, России, Монголии и Грузии.
МКПЖ более тридцати лет выстраивает работу, направленную на развитие межнациональных отношений. «Новое время и новые тренды создают вызовы международному сотрудничеству профсоюзов и их внутреннему функционированию, — сказал председатель МКПЖ, лидер РОСПРОФЖЕЛ Сергей Черногаев. — Поэтому важно обсудить факторы обеспечения устойчивости и эффективности МКПЖ и ее членских организаций».
Основной посыл первого дня железнодорожного профсоюзного саммита прозвучал как «О задачах профсоюзов и МКПЖ в современных условиях». Генеральный секретарь организации Геннадий Косолапов констатировал в ходе дискуссии, что значительно выросли профессиональные контакты на региональном уровне.
«Растут контакты Восточно-Сибирской железной дороги с монгольскими коллегами. На регулярный уровень вышло сотрудничество Октябрьской и Московской магистралей с белорусскими партнерами. Традиционно продуктивным остается партнерство северо-казахстанских железнодорожников с коллегами из Южного Урала», — конкретизировал он.
Перенять опыт
По словам Геннадия Косолапова, профсоюзы сегодня стремятся сконцентрировать свою работу в холдингах вокруг головных железнодорожных компаний. То есть там, где сохраняется управляемость и традиции взаимодействия с профсоюзом.
«Принятие отраслевых соглашений в России наполнило новым содержанием социальное партнерство на железнодорожном транспорте стран постсоветского пространства», — отметил в ходе дискуссии председатель Объединенной отраслевой организации железнодорожников и транспортных строителей Республики Беларусь Игорь Комаровский.
Вслед за РОСПРОФЖЕЛ схожие соглашения стали подписывать все профсоюзы международной конфедерации. Однако каждый профсоюз стремился внести что-то новое в список социальных гарантий и льгот.
К примеру, в Казахстане профсоюз добился установления отраслевой минимальной тарифной ставки выше прожиточного минимума и самой высокой доли — 75% тарифа в зарплате.
В Белоруссии благодаря активности профсоюзного движения удалось сохранить большинство отраслевых социальных объектов в рабочем состоянии. «Это в первую очередь культурно-спортивные центры. Всю оздоровительную базу Белорусская железная дорога оставляет у себя: и санатории, и детско-оздоровительные лагеря. Это залог здоровья членов профсоюза», — подчеркнул Игорь Комаровский.
Благодаря активности Казахстанского отраслевого профсоюза работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта, удалось сохранить в стране централизованное отраслевое профсоюзное движение.
«Мы доказали, что от этого все выиграют, особенно первичные профсоюзные организации. С 2020 года зарплата железнодорожников Казахстана выросла в два раза. И в первую очередь это заслуга профсоюзов», — сказал глава делегации Оразгали Ахметбаев.
На стыке интересов
Участники московского форума обсудили использование цифровых инструментов для повышения профсоюзного членства и другие наработки для взаимодействия с органами исполнительной и законодательной власти.
«Все темы направлены на укрепление организации. Надеемся, что они стабилизируют ее развитие на ближайшие пять лет», — прокомментировал Геннадий Косолапов.
В завершающий день стратегической сессии модераторы разделили участников на четыре тематических стола. Перед каждым стояла задача — выработать согласованное видение деятельности и дорожной карты развития МКПЖ.
Профлидеры анализировали внутренние и внешние вызовы, детализировали факторы, способствующие развитию международного сотрудничества профсоюзов, разработали предложения по совершенствованию системы управления конфедерацией.
«Результаты стратегической сессии обсудим в ноябре в Ташкенте на Совете МКПЖ, — уточнил по итогам форума Сергей Черногаев. — В приоритете по-прежнему взаимодействие всех участников и укрепление конфедерации».