• Все округа
  • ДФО
  • ПФО
  • СФО
  • СЗФО
  • СКФО
  • УФО
  • ЦФО
  • ЮФО
  • Запорожская область
  • Херсонская область
  • Республика Адыгея (Адыгея)
  • Республика Алтай
  • Республика Башкортостан
  • Республика Бурятия
  • Республика Дагестан
  • Республика Ингушетия
  • Кабардино-Балкарская Республика
  • Республика Калмыкия
  • Карачаево-Черкесская Республика
  • Республика Карелия
  • Республика Коми
  • Республика Крым
  • Республика Марий Эл
  • Республика Мордовия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Северная Осетия – Алания
  • Республика Татарстан (Татарстан)
  • Республика Тыва
  • Удмуртская Республика
  • Республика Хакасия
  • Чеченская Республика
  • Чувашская Республика – Чувашия
  • Алтайский край
  • Забайкальский край
  • Камчатский край
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Ставропольский край
  • Хабаровский край
  • Амурская область
  • Архангельская область
  • Астраханская область
  • Белгородская область
  • Брянская область
  • Владимирская область
  • Волгоградская область
  • Вологодская область
  • Воронежская область
  • Донецкая Народная Республика
  • Ивановская область
  • Иркутская область
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Кемеровская область
  • Кировская область
  • Костромская область
  • Курганская область
  • Курская область
  • Ленинградская область
  • Липецкая область
  • Луганская Народная Республика
  • Магаданская область
  • Московская область
  • Мурманская область
  • Нижегородская область
  • Новгородская область
  • Новосибирская область
  • Омская область
  • Оренбургская область
  • Орловская область
  • Пензенская область
  • Псковская область
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Самарская область
  • Саратовская область
  • Сахалинская область
  • Свердловская область
  • Смоленская область
  • Тамбовская область
  • Тверская область
  • Томская область
  • Тульская область
  • Тюменская область
  • Ульяновская область
  • Челябинская область
  • Ярославская область
  • Город Москва
  • Город Санкт-Петербург
  • Город Севастополь
  • Еврейская автономная область
  • Ненецкий автономный округ
  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
  • Чукотский автономный округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
Другие сайты ФНПР
Все проекты ФНПР
1
Укажите, в какой отрасли вы работаете
2
Ваш профсоюз
Выбрать

title

Совершенствование трудового законодательства в интересах женщин

16 марта 2023
Новости членских организаций
1149

История законодательства о труде женщин

До СССР

Известно, что с X века среди мужчин и женщин существовало разделение труда, женщины выполняли менее тяжкую работу, чем мужчины. Например, если на мужчине лежала ответственность за уход крупного скота, то женщина следила за более мелким, или же женщины занимались изготовлением одежды, а мужчины работали с топором, строили дома и прочее.

Ещё раньше Западной Европы в 1716 году Пётр I утвердил указом участие женщин в рядах армии в санитарные, хозяйственные и госпитальные работы.

В 1789 году в России был принят “Устав повивальным бабкам”, который официально на государственном уровне регулировал оплачиваемый женский труд - труд повитух, которые были важнейшими фигурами в родильной обрядности, практиковавших и траволечение, и знахарство (то есть и «зелейство», и «ворожбу»), данный документ дал начало к профессиональному акушерству в России.

В 1852 году в Наставлениях для образования воспитанниц женских учебных заведений, подготовленных комиссией под руководством главного начальника таких заведений принцем Петром Ольденбургским, речь о женщине шла как о «создании нежном, назначенным природою быть в зависимости от других», ей предлагалось «не повелевать, а покоряться мужу» и озаботиться «строгим лишь исполнением обязанностей семейных».

Государственная политика по отношению к женскому образованию и труду (если не брать в расчет труд на селе) долгое время была созвучна этому документу, поэтому трудно четко отграничить женскую борьбу за профессиональное равноправие от борьбы за право получать одинаковое с мужчинами образование.

В 1871 году было опубликовано высочайшее повеление, определяющее круг полезной для государства и общества деятельности лиц женского пола. Доступ российских женщин к огромному числу высококвалифицированных должностей прямо не запрещался, но был практически перекрыт из-за невозможности получить университетский диплом.

В 1885 году вступили в силу так называемые «особые нормы охраны труда женщин», которые запрещали работать роженицам, матерям младенцев, не достигших возраста 4 недель, несовершеннолетним девушкам, а также в местах, причиняющих вред женскому организму и связанных в основном с работой с вредными веществами и переносом тяжких грузов.

Долгое время отечественные фабриканты видели источник дополнительной прибыли в использовании дешевой детской рабочей силы, которая к тому же беспомощна в борьбе за свои права. Законы 1880-х, которые несколько ограничили использование детского труда, всё чаще переключали внимание фабрикантов на рабочую силу женщин. Им тоже можно было платить меньше, чем мужчинам на аналогичных позициях. Устав о промышленном труде 1893 года содержал подраздел о труде подростков и «лиц женского пола» на горных заводах и промыслах и не допускал женщин только до работы внутри рудников.

На рубеже XIX и XX веков резко развивается организованное женское движение. На смену сообществам вроде «Женской издательской артели» (Мария Трубникова, Надежда Стасова и Анна Философова) приходят политические организации, отстаивающие самые широкие права для женщин: «Союз равноправия женщин» (1905), «Женская прогрессивная партия» (1905), «Лига равноправия женщин» (1907).

Всероссийское женское взаимно-благотворительное общество, учрежденное в 1895 году, организовало с 10 по 16 декабря 1908-го в Петербурге Первый Всероссийский женский съезд. Резюмируя его итоги, М. И. Покровская писала, что «женщина, которая замыкается в тесном кругу семьи, является не активным членом общества, содействующим его прогрессу, но пассивной подпоркой старины».

Женщины начинают активно трудиться и на таких производствах, которые ранее считались исключительно мужскими. В своем отчете старший фабричный инспектор Московской губернии в 1909 г. отмечал: «Встречаются фабрики, которые в принципе решили заменить мужской труд женским и увольняющихся рабочих заменяют только женщинами. Этот процесс распространяется на такие производства, как сахарное, табачное, спичечное, на канатные, стеклянные, цементные и кирпичные заводы, причем сфера распространения все ширится, захватывая такие отрасли промышленности, где прежде применялся исключительно мужской труд». На крупных металлургических заводах встречались женщины-литейщики, фрезеровщики, сверлильщики и т.д.

В начале ХХ в. удельный вес женского труда на фабриках все более возрастает. В отчетах фабричных инспекторов отмечалось, что с 1901 г. и до конца 1910 г. число работниц увеличилось на 165578, т.е. на 37 %, в то время как число рабочих- мужчин увеличилось на 94127, т.е. на 7,5 %, что свидетельствовало о постепенном вытеснении мужского труда женским. Причина подобного явления заключалась в том, что женщины были более спокойным и умеренным элементом на фабриках, а главное — более дешевой рабочей силой, чем мужчины.

Эволюция фабричного законодательства по «женскому вопросу» на рубеже XIX–XX вв. отразилась в Уставе о промышленном труде, изданном в 1913 г., содержавшем ряд постановлений о работе женщин на фабрично-заводских, горных и горнозаводских предприятиях. Так, ст. 46 позволяла замужним женщинам, имевшим отдельный вид на жительство, наниматься на фабрично-заводские и горно-заводские предприятия без согласия своих мужей. Кроме того, женщины не допускались к ночным работам на горных заводах и промыслах, а также на рудниках (ст. 65). Беременные женщины не могли привлекаться к перемещению тяжестей. Впервые Законом устанавливался запрет допускать к работам по найму рожениц, состоявших участницами больничных касс, до истечения 4-х недель после родов (ст. 71). Кроме того, женщины не допускались к обслуживанию трансмиссий (смазка и чистка их, починка, сшивка, перешивка, надевание и сбрасывание канатов, цепей и т. п.), к работам, при которых они подвергались действию свинцовой пыли, газов и паров или соприкасались с веществами, содержащими свинец. В соответствии с Уложением о наказаниях (ст. 1404, 1404) владельцы или управляющие заводами, фабриками, мануфактурами и ремесленными заведениями, виновные в неисполнении установленных законом правил относительно работы женского пола в промышленных учреждениях и заведениях, подвергались аресту не свыше одного месяца или денежному взысканию не свыше 100 руб.

Таким образом, в конце XIX в. возникла острая потребность законодательной регламентации положения трудящихся женщин в России. Тем не менее, законодательство о женском фабричном труде лишь касалось таких важных вопросов, как ночной и сверхурочный женский труд, работа на вредных для здоровья женщин предприятиях и проблемы страхования. Кроме того, повсеместно отмечались нарушения закона со стороны работодателей.

Проблема охраны материнства вызывала крайнее беспокойство в русском обществе и серьезно обращала на себя внимание законодателей. Женщины-работницы не получали ни отпусков, ни пособий по беременности. В столице на рубеже XIX–XX вв. только 27 % работниц оставляли работу за неделю и более до родов, остальные 73 % работали вплоть до родов.

Первая законодательная инициатива об охране материнства имела место в середине 1900-х годов в проекте закона о страховании работниц во время беременности и после родов (в §§ 30–32, 35–36, 61). Авторы документа представляли роды как «болезнь», а не как нормальную физиологическую, общественную функцию женщин, совершенно забывая о том, что «перед родами существует беременность, во время которой приходится обращать внимание на условие труда, например, в табачном производстве (в котором самое большое число выкидышей) или спичечное и зеркальное (в которых уродуются кости ребенка), а также обращать внимание на вопрос о кормлении ребенка (чтобы мать была достаточна сыта)». Неразвитость законодательства в области медицинского страхования и, в частности, по вопросу беременности женщин, усугубила и без того сложное положение работниц- рожениц и матерей – в системе общественных отношений.

Первая юридическая норма, затрагивающая вопрос материнства, была зафиксирована в страховом законе 1912 г. Закон устанавливал для женщин – работниц 6-недельные пособия по случаю родов в размере от половины до полной заработной платы. Пособия предназначались тем роженицам, чья беременность протекала нормально; в случаях осложнения болезнью роженицы пользовались пособием по болезни (не более 26 недель).

 

Период СССР

Февраль 1917 года смел половые цензы во многих сферах человеческой деятельности.

После революции В.И. Ленин декларировал, что «ни один народ не может быть свободным, если половина населения в кухонном рабстве», это в полной мере описывает вектор законотворчества нового советского государства, который принял ряд соответствующих декретов. Идея о том, что в движении пролетариата нет гендерного неравенства между мужчиной и женщиной, оказалась сильнейшим стимулом для законотворчества.

Так, 14 ноября 1917 г. Советом народных комиссаров был выпущен декрет «О пособии по беременности и родам». А 22 декабря 1917 г. декретом ВЦИК «О страховании на случай болезни» был предусмотрен отпуск по беременности и родам, который составлял восемь недель до и восемь недель после родов. На период отпуска женщина обеспечивалась денежным пособием в размере полного заработка. В течение указанного времени работодателю запрещалось допускать женщин к работе. В связи с упомянутым декретом, за отпуском по беременности и родам закрепилось название «декретный», которое используется в Российской Федерации по сей день.

Стоит отметить, что это был невиданный по тем временам прорыв. В США, например, в аналогичный период времени только боролись за получение избирательного права (и женщины в Соединенных Штатах получили его только в 1920 г.). Вообще, в большинстве западных стран разработка правовых норм, направленных на защиту женского труда, началась только после Второй Мировой войны, когда возникла огромная потребность в рабочей силе, и женщинам открылась возможность вакансий, которые всегда получали мужчины. Таким образом, российское законодательство в данной правовой области имело своего рода фору в развитии. Подчеркнем, что американки, например, получили неоплачиваемый отпуск по беременности и родам только в 1993-м году на уровне федерального закона, и это несмотря на то, что в этой стране было весьма сильное феминистское движение.

В начальный период функционирования Советской власти был выпущен еще ряд важных декретов, например, Декрет «Об оплате труда служащих и рабочих советских учреждений» от 18 октября 1918 года, который установил минимальную заработную плату независимо от пола; Декрет «О тарифах» 18 декабря 1917 утверждал принцип равной оплаты мужского и женского труда. Первая конституция РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов в июле 1918 г., закрепила равноправие женщины, ее политические и гражданские права.

В 1918 г. появился первый Кодекс Законом о труде РСФСР. Он еще не содержал широкой регламентации женского труда. Для нас интерес представляет всего одна норма о том, что «беременные женщины на период времени за 8 недель, до разрешения от бремени и 8 недель после родов» не подлежат трудовой повинности.

Но уже в 1922 г. был принят второй КЗоТ, который содержал ряд положений, аналогичных тем, что содержатся в современном ТК РФ. Именно в нем впервые появилась специальная глава XIII «Труд женщин и несовершеннолетних». В ней были сохранены нормы об освобождении беременных женщин от трудовой повинности, равно как и женщин, кормящих грудью, а также имеющих детей до восьми лет (ст. 13). Кроме того, он ввел определенные новшества, например, запрет ночных и сверхурочных работ для беременных и кормящих матерей (ст. 131), женщины освобождались от физического труда на восемь недель до и восемь недель после родов, а в том случае, если их труд был умственным - на шесть недель соответственно. КЗоТ 1922 г. запрещал командировки работниц без их согласия с пятого месяца беременности (ст. 133), а также устанавливал дополнительные перерывы для кормления ребенка (ст. 134). Пособие по беременности и родам было включено в сферу социального страхования (ст. 176).

Кодекс законов о труде РСФСР 1922 года запрещал привлекать к трудовой повинности женщин старше 40 лет, кормящих матерей, женщин на последней стадии беременности и рожениц в первые 8 недель после родов, а также воспитывающих в одиночку детей до 8 лет (в период военного коммунизма были созданы трудовые армии, которые, по сути, являлись тыловыми частями РККА, но широко применялись в восстановлении гражданской инфраструктуры; через трудовую повинность женщины массово вовлекались в общественное производство, новый кодекс сохранял ее только в чрезвычайной обстановке). Этот же документ не допускал женщин в «особо тяжелые и вредные для здоровья производства и подземные работы», а также к производству в ночное время (при этом в некоторых отраслях ночной женский труд мог быть разрешен).

Уже с начала 1930-х наблюдается поворот к пронатализму (государственному стимулированию деторождения). Для женщин был введен запрет на работу на особо тяжелых и вредных для здоровья производствах, подземных работах и работах в ночное время. В 1930 г. был утвержден полный список такого рода работ.

Кодекс законов о труде 1971 года содержал в себе главу «Труд женщин» (глава XI), которая запрещала применение женского труда «на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию)». Документ интересен также тем, что предписывал организовывать комнаты для кормления грудничков, детские ясли и сады прямо на предприятиях «с широким применением женского труда».

В 1970-х появился перечень, в котором впервые четко перечислялись профессии и сферы производства, где женский труд был запрещен.

В эпоху оттепели и далее в 60-80-е годы советское руководство отстранилось от попыток жёсткого контроля и регулирования жизни и жизненных установок женщин. Происходит частичная реабилитация личной жизни и автономности семьи. Новые законы, в общем, значительно улучшали положение женщины, но не решали проблему бытового неравенства, затруднённых возможностей для профессионального роста, более низких зарплат, которые тщательно замалчивались государством.

 

Современный период

Перекочевав в законодательство РФ, этот перечень в 2000 году Постановлением Правительства включил в себя 456 должностей. После недавнего пересмотра, с января 2021-го, в нем остаются 100 позиций. Всего женский труд ограничен в 21 сфере, среди которых химическое и полиграфическое производство, подземные и горные работы, металлообработка, добыча нефти и газа, металлургия, производство радиоэлектроники, судостроение и судоремонт, авиастроение и авиаремонт, целлюлозно-бумажное производство, производство бетона и железобетонных конструкций, обработка камня, текстильная и легкая промышленность, железнодорожный транспорт.

Так же и в действующем Трудовом кодексе Российской Федерации сохранилась Статья 253 «Обеспечение охраны здоровья женщин на отдельных работах».

В первую очередь эти требования ТК РФ направлены на решение проблем демографии и восстановления рождаемости, которые невозможно решить, подвергая женщину риску заболевания на работе.

Необходимо отметить, что за период с 70-х годов были проведены многочисленные научные исследования влияния факторов производственной среды и трудового процесса, как на здоровье женщин, так и на здоровье будущих поколений.

Несколько примеров такого влияния из научных работ:

Нарушениями репродуктивного здоровья у женщин, связанными с профессией и вредными производственными факторами, являются:

– опущение и выпадение женских половых органов при тяжелой физической работе, выполняемой преимущественно стоя;

– злокачественные новообразования женских половых органов и молочной железы при воздействии на организм ионизирующих излучений и других канцерогенных факторов.

К числу нарушений репродуктивного здоровья у женщин, связанных с работой (производственно-обусловленных), могут быть отнесены следующие виды заболеваний:

– неспецифические воспалительные болезни женских тазовых органов при работе на холоде;

– дисплазии и лейкоплакия шейки матки, новообразования женских половых органов при воздействии вредных производственных факторов, обладающих мутагенным и канцерогенным действием, а также гормонов и гормоноподобных веществ;

– нарушения менструальной функции, привычный выкидыш и женское бесплодие у женщин, подвергающихся воздействию общей вибрации и чрезмерным сенсорно-эмоциональным нагрузкам в процессе трудовой деятельности (напряженный характер труда, работа в вечерние и ночные смены).

К специфическим повреждениям также могут быть отнесены следующие вредные репродуктивные эффекты:

– гонадотоксическое действие (проявляется утратой или снижением способности к оплодотворению);

– генотоксическое действие (мутагенное, тератогенное, канцерогенное, в т.ч. врожденные пороки развития плода, возникновение опухолей в последующих поколениях);

– эмбриотоксическое действие (проявляется нарушениями течения беременности и функционально-морфологических параметров плода, исключая врожденные пороки и опухоли).

У женщин, работающих в условиях нагревающего микроклимата и выполняющих тяжелую физическую работу, чаще наблюдаются осложнения беременности, рождение детей с малой массой тела (менее 2500 г) и железодефицитной анемией.

Резюмируя историю развития ограничения труда женщин, можно отметить, что изначально государство обеспечивало минимальные требования по защите и обеспечения экономического благополучия женщины на период беременности и родов. Далее процесс пошел по инициативе женщин, и расширялись как временные рамки отпусков по беременности и родам, женщины освобождались от тяжелого труда, обеспечивалось социальное страхование и медицинское обслуживание. С развитием науки появилось понимание причин повышенной смертности новорожденных и нарушений репродуктивной функции организма. В результате многолетней работы, защита здоровья женщин перешла на более высокий уровень, от простого запрета к ограничению в зависимости от результатов исследований фактор. Сегодня труд женщин может быть ограничен на узком перечне рабочих мест и профессий, только если условия труда признаны вредными по конкретным производственным факторам.

Таким образом, в условиях снижения демографических ресурсов, важнейшее значение имеет комплекс мероприятий, направленных на охрану труда и профилактику профессиональной заболеваемости, прежде всего профессиональных поражений репродуктивной системы у женщин-работниц, что поможет сохранить здоровье женщин и получить здоровое потомство.


Департамента охраны труда и экологии



Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

Председатель комиссии

Корчагин Александр Викторович

председатель Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства

Постоянная комиссия Генерального Совета ФНПР по защите социально-экономических прав трудящихся женщин

Деятельность комиссии направлена на участие профсоюзов в формировании социальной политики государства по реализации принципа равной оплаты за труд равной ценности, без какой-либо дискриминации, создание равных возможностей мужчин и женщин в сфере труда и социального обеспечения, повышение уровня информированности членских организаций ФНПР по вопросам гендерного равенства.

Председатель комиссии

Кузьмичева Елена Ивановна

Председатель Союза «Федерация профсоюзов Республики Татарстан»

Телефон: +7 (843) 236-93-14

Секретарь комиссии

Фирфаров Владислав Андреевич

заместитель руководителя Департамента Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-89-60

Координационный комитет солидарных действий ФНПР

Деятельность комитета направлена на координацию и солидарную поддержку коллективных действий (забастовок, собраний, митингов, демонстраций, шествий и пр.) членских организаций ФНПР, оказание методической и правовой помощи при проведении коллективных действий, организацию и проведение коллективных переговоров, консультативных совещаний с участием представителей сторон социального партнерства на федеральном и региональном уровнях.

Председатель комиссии

Некрасов Сергей Геннадьевич

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-72

Организационное обеспечение деятельности комитета

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Телефон: +7 (495) 938-84-18

Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения

Методический совет ФНПР реализует решения коллегиальных органов ФНПР в области развития профсоюзного образования и науки, осуществляет координацию работы по формированию единого образовательного пространства ФНПР, проводит научно-методический анализ актуальных проблем профсоюзного движения, изучает практики работы учебных и научных учреждений профсоюзов, членских организаций ФНПР, профсоюзных структур различного уровня и готовит рекомендации по совершенствованию их деятельности.


Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России

Молодежный совет Федерации Независимых Профсоюзов России, (далее – Молодежный совет ФНПР) создан для разработки предложений,  планов мероприятий  и реализации молодежной политики ФНПР, координации работы молодежных советов членских организаций ФНПР.

При активном участии членов Молодёжного совета разрабатываются и осуществляются комплексные социально-экономические программы по работе с молодежью, акции направленные на социально-экономическую защиту прав рабочей молодёжи.

Члены Молодежного совета ФНПР являются активными участниками акций проводимых под эгидой ФНПР.

Председатель Молодёжного совета ФНПР

Анисимова Анастасия Юрьевна

Заместитель руководителя Департамента организационной работы Аппарата ФНПР

Телефон: +7 (495) 930-70-36

Комиссия по информационной политике
Деятельность Комиссии по информационной политике направлена на развитие системы информационной работы в ФНПР и членских организациях ФНПР. На заседаниях комиссии проводят обсуждения текущей информационной политики Федерации Независимых Профсоюзов России, вырабатывают предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности специалистов, отвечающих за информационную работу в членских организациях ФНПР, заслушивают от них информацию по вопросам, относящимся к деятельности комиссии.

Председатель комиссии

Шершуков Александр Владимирович

заместитель Председателя ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-86-73

Секретарь комиссии

Попов Виталий Андреевич

Редактор-консультант Департамента по связям с общественностью, молодежной политике и развитию профсоюзного движения Аппарата ФНПР

Телефон: +7 (495) 938-77-02

Отправьте обращение в ФНПР
или получите юридическую консультацию
Фамилия
Имя
Отчество
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Телефон
Вы должны являться абонентом (владельцем) указанного номера
Текст обращения (вопрос не должен превышать 2000 знаков)
В целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения в установленные сроки необходимо в тексте обращения указать место работы и принадлежность к профсоюзу.
Добавить файл
Вы можете приложить дополнительные документы или материалы в электронной форме, более полно раскрывающие суть Вашего обращения. Размер файла вложения не может превышать 5 Мб. Для вложений допустимы следующие форматы: docx, doc, xls, xlsx, rtf, txt, pdf, jpeg, jpg, tiff, tif.
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Заявка на санаторно-курорное обслуживание
Фамилия, имя и отчество
Укажите, если хотите чтобы консультант обратился персонально
Телефон
Вы должны являться абонентом указанного номера
Электронная почта
На указанный адрес электронной почты будет направлена письменная консультация
Название вашего профсоюза
Начните ввод и выберите свой профсоюз из списка в подсказках
Субъект Российской Федерации
Начните ввод и выберите свой субъект из списка в подсказках
Ваше место работы
Укажите название компании или организации, в которой вы работаете
Параметры путевки


Дата заезда
Узажите точную дату заезда
Дата выезда
Узажите точную дату выезда
Выберите регион
Выберите желаемый объект размещения
Начните ввод и выберите объект размешения
Количество взрослых
Выберите
Количество детей
Выберите
Ваш вопрос консультанту
Ввод номера телефона подтверждает ваше согласие на обработку персональных данных
Спасибо!
Ваше обращение отправлено успешно
Переезд!
Запущено бета-тестирование функционала нового Личного кабинета членской организации.
Старая версия кабинета еще будет доступна некоторое время.
Оценить новую версию Личного кабинета можно по ссылке:
lk.fnpr.ru