На Главную E-mail
Федерация Независимых Профсоюзов России - официальный сайт
   
 
Программа   Устав   Членские организации   История   Персоналии   Контакты   Друзья и партнеры
 
 
ФНПР Сегодня   Последние новости / БЛОГ
 
Будем действовать жестко!
25.04.2014  

Председатель ФНПР Михаил Шмаков - о Первомайской акции профсоюзов, тарифах ЖКХ, доходах населения и событиях на Украине

В мае 1886 года в Чикаго произошла трагедия, во многом предопределившая дальнейший ход истории. Местные власти расстреляли мирную демонстрацию рабочих, требовавших установления 8-часового рабочего дня. Голос людей услышан не был. В ответ заговорило оружие...

С тех пор 1 мая — не только символический день для всех трудящихся, День международной солидарности и борьбы за свои права (причем успешной, в том числе за счет возникшего мощного профсоюзного движения в нашей стране). Это не только лирический Праздник Весны и Труда, который отмечается в России в последние годы. Для многих 1 мая остается днем памяти — о трагических ошибках, которые нельзя допускать в отношении своего народа, человека труда, посмевшего выразить законные требования о соблюдении элементарных прав.

Как не допустить повторения печальных и трагических моментов истории, как предотвратить ошибки прошлого и создать лучшее будущее? Какие вопросы сегодня волнуют российских трудящихся и на что власть должна реагировать в первую очередь?

Об этом будет много сказано во время многомиллионной акции, которую готовит Федерация независимых профсоюзов России. По всей стране пройдут митинги и шествия с простыми требованиями — достойной заработной платы, эффективной занятости, безопасного труда, справедливого пенсионного обеспечения, соблюдения прав трудящихся на объединение.

Об острых проблемах, которые требуют немедленного решения, и позиции профсоюзов рассказал в канун Первомая председатель ФНПР Михаил Шмаков. Его выступление на традиционном апрельском заседании Генсовета Федерации профсоюзов было, как всегда, жестким и, по сути, программным. Мы приводим наиболее интересные и яркие выдержки из доклада.

О социальной норме

— Президент поручил правительству разработать комплекс мер по переходу к социальной норме потребления коммунальных ресурсов. Зачем? Чтобы сделать оплату, как сказано в предвыборной статье в феврале 2012 года, «более справедливой». Для этого предполагалось снижать долю коммунальных платежей в расходах домохозяйств, повышать качество услуг и наводить порядок в отраслях коммунальной сферы. Но дальше произошла трансформация целей, поставленных президентом. По мнению правительства, нам необходимо введение социальной нормы потребления электроэнергии, стимулирование к ее экономии, сокращение перекрестного субсидирования в электроэнергетике и снижение нагрузки на промышленных потребителей.

Принцип действия социальной нормы аналогичен карточной системе. Все, что в пределах отведенного лимита, — по более низкой цене, что превышает лимит — по высокой. Лимит объемов потребления коммунальной услуги устанавливается на региональном уровне местными властями. Это означает, что электроэнергия будет раздаваться в виде пайков: не хватает — плати за надбавку кратную цену, не можешь платить — сиди без света, а потом, глядишь, и без воды с газом.

Пилотные проекты по применению социальной нормы по потреблению электроэнергии запущены с 1 сентября 2013 года в шести регионах. К примеру, в Нижегородской и Владимирской областях норма составляет 50 кВт/ч на человека. Мы подсчитали, сколько в реальности уходит электроэнергии в месяц при минимальном использовании приборов. Холодильник — это 50 кВт/ч, две лампы по 60 ватт, включенные по шесть часов в день, — 2,1 кВт/ч, телевизор, работающий по 15 минут в день, — 6 кВт/ч, утюг, работающий 1 час в неделю, — 4 кВт/ч. Итого уже 62,1 киловатт, то есть уже перебор. Вот что такое эта норма!

Разброс размеров введенного энергопайка, как окрестили его в народе, весьма внушительный. Очевидно, что эти цифры вводятся не обоснованно, а огульно. Кто мерил и кто определил, что и сколько нужно? Выходит, что в теплом и южном Ростове социальная норма электричества определена больше, чем такая же норма в холодных Забайкалье и Красноярске?

При этом уровень потребления населением России электроэнергии, которое и характеризует качество жизни, один из самых низких в мире. Для сравнения: у нас в среднем приходится немногим выше 77 кВт/ч энергии на человека в месяц, когда в США — 387 кВт/ч. В четыре раза выше объем потребления в Финляндии, в два раза — в Германии и Великобритании.

На вопрос, откуда тогда при таких показателях возникла задача энергосбережения населением, разумного ответа нет.

Очевидно, новшество больше всего ударит по малообеспеченным, тем, у кого старая неэкономичная бытовая техника и кто не может покупать дорогие бытовые приборы высокого класса энергоэффективности. Для них стимулирование такой экономии электричества будет означать не применение энергосберегающих технологий, а отказ от благ цивилизации.

Не случайно в Нижегородской области многие семьи быстро вышли за пределы пайка и попали на повышенный тариф — 5 рублей 21 копейку за киловатт, что почти в два раза выше, чем обычный тариф. Во Владимирской области в тариф укладываются менее половины жителей области. Недовольны даже более или менее обеспеченные пайками в Ростовской области. В начале ноября прошлого года жители региона потребовали отставки губернатора на масштабном митинге, на котором рассматривались эти вопросы.

При этом основной потенциал экономии находится с учетом сегодняшнего состояния инфраструктуры ЖКХ и энергетики за пределами жилья. И он огромный. Потери по теплу — порядка 40% от произведенного, по горячей воде — 30%, по электричеству — 10%. Почему тогда мы не вводим нормы на потери?

Наше мнение: прежде чем будоражить население пайками и политически опасными тарифными экспериментами, стоит всерьез заняться инспектированием отечественной электроэнергетики, повышением эффективности сетевых компаний и их расходов. Это позволит снизить стоимость электроэнергии и обеспечить возможность развития для отечественной промышленности. В электроэнергетике на всех уровнях есть резервы повышения собственной эффективности. Надо разобраться с уже установленными тарифами. Проблемы здесь — прозрачность процедуры формирования тарифа, обоснованность их инновационной составляющей.

Введение социальных норм потребления коммунальных ресурсов не решает главной задачи государственного регулирования — недопущения необоснованного завышения естественными монополиями своих издержек.

О доходах населения

— Попытки введения соцнормы, безусловно, сказываются на материальном положении граждан.

В последние годы рост тарифов на электро- и тепловую энергию обгонял рост доходов населения. Если тарифы за 5 лет увеличились на 81%, то номинальная начисленная средняя зарплата — на 73%, а реальные денежные доходы населения — лишь на 18,6%.

Разработчики уверены, что предложенный механизм одинаково справедлив ко всем потребителям, поскольку применяется ко всем гражданам России независимо от их материального положения. То есть все равны перед соцнормой. А фактор дохода не учитывается. При этом доля расходов на ЖКУ в семейном бюджете малоимущих граждан значительно выше, чем у обеспеченных. Зарплата же половины работников не превышает размера минимального потребительского бюджета. И по-прежнему половину совокупного фонда оплаты труда забирают себе 20% наиболее высокооплачиваемых работников.

Поэтому настоящий смысл социальной справедливости — не в уравнивании всех перед соцнормой, а в помощи малоимущим, лицам, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, которые не в состоянии оплачивать в полном объеме предложенные тарифы. Для этого уже есть инструмент — федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семей. Другое дело, что его использование на сегодняшний день таково, что оставляет за бортом и без помощи большую часть малообеспеченного населения.

Мы также считаем: чтобы ресурсы были доступны для всего занятого полную рабочую неделю экономически активного населения страны, надо вводить не социальную норму потребления, а социальную норму заработной платы — в размере минимального потребительского бюджета, принятого на основе восстановительной потребительской корзины трудоспособного населения. И, естественно, в этой корзине должна учитываться стоимость жилищно-коммунальных услуг. Именно в этом состоит смысл социальной справедливости, а не во введении карточной системы распределения ресурсов.

Однако в последнее время правительство инициирует ряд новых изменений, которые приведут к дальнейшему увеличению платежей населения. Речь идет о плате за капитальный ремонт многоквартирных домов, налогообложении недвижимости на основе ее кадастровой стоимости, в результате чего налоговая нагрузка возрастет в среднем в два раза в отношении всех граждан, в том числе и с низкими доходами.

Создается ощущение: все, что делается под флагом либеральных идей, только разрушает рыночную экономику и возвращает нас в худший вариант директивной экономики. Потому что в рыночных условиях должны быть экономически обоснованные тарифы. Если существует рыночная цена на все товары и услуги, то должна быть и рыночная цена на труд!

Практика ежегодного повышения регулируемых цен и тарифов на товары и услуги инфраструктурных отраслей не имеет экономических причин. В основе лежит стремление обеспечить равновыгодность поставок, в частности газа и нефти, на экспорт и на внутренний рынок.

Повышение цен на газ, в частности, приводит к росту затрат тепловой энергетики, провоцируя повышение тарифов на электроэнергию, и, в свою очередь, железнодорожных тарифов. Рост в этих естественных монополиях приводит к росту затрат в коммунальном хозяйстве. При этом повышение тарифов на коммунальные услуги лишь компенсирует рост и стоимость затрат, не позволяя выделять средства на реанимацию инженерной инфраструктуры.

Может быть, нам пора сделать решительный шаг и национализировать все инфраструктурные монополии для того, чтобы они работали на государство, а не на частных лиц? Которые все равно хотят и в этом году 100 млрд долларов вывести за рубеж?

О требованиях профсоюзов

— Свою позицию ФНПР обозначила еще в сентябре 2013 года, когда мы охарактеризовали ряд инициатив правительства как неприемлемые для профсоюзов и ведущие к резкому ухудшению положения россиян. Это касалось и установления для населения нормы потреб-ления электроэнергии, не обеспечивающей цивилизованной жизни в ХХI веке. Позиция наша такова: в той части, где тарифы регулируются государством, они должны учитывать обязательства отраслевых соглашений по росту заработной платы.

Наша позиция в рамках трехсторонней консультации на уровне РТК заключается в необходимости обеспечения соответствия или опережения роста реальных доходов населения росту цен на топливо и энергетические ресурсы и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Необходима масштабная модернизация объектов энергетики, системы транспортировки электроэнергии, жилищной сферы и коммунальной инфраструктуры. Тарифная политика должна быть направлена на ограничение темпов роста тарифов на основе снижения издержек, непроизводительных затрат, внедрения на предприятиях энерго- и ресурсосберегающих технологий. При этом надо учитывать повышение качества предоставляемых услуг, повышение уровня заработной платы и доходов населения, совершенствование механизма адресной помощи малоимущим.

Мы неоднократно предлагали и предлагаем вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога, отменить налогообложение доходов, не превышающих прожиточный минимум. Без этого нам трудно двигаться вперед, и это уже назрело и перезрело. Нам надо понимать, что конкретное тарифное решение принимается сегодня в субъектах Российской Федерации. Но соглашения о региональном минимуме заработной платы заключены далеко не во всех регионах, что является задачей для наших профобъединений.

Считаем целесообразным во всех регионах провести трехсторонние консультации по вопросам введения социальной нормы потребления электроэнергии с анализом экономических и социальных последствий ее введения для населения региона. До всестороннего анализа и обоснования — никакого форсированного введения соцнорм!

Мы будем требовать, чтобы экономически обоснованные тарифы подразумевали экономически обоснованную заработную плату. Нам нужно, чтобы каждый работающий человек на свою зарплату мог свободно оплачивать необходимое для него потребление электро-энергии и всех других услуг жилищно-коммунального хозяйства без проблем для собственной жизни, для собственных доходов. Все это должно учитываться в потребительской корзине, которая будет реально отражать положение, а не базироваться на методике 1953 года. И только тогда навсегда отпадет проблема введения различных социальных норм.

Нам не важно, сколько стоит хлеб: 13 копеек, 13 рублей или 1 млн 300 тысяч. Нам важно, чтобы 10 минут нормо-часа покрывали стоимость этого батона хлеба!

О ситуации на Украине

— На примере Украины мы видим распад государства и экономики. Это пытались навязать нам и известные белоленточники с Болотной площади. За их спиной также стояли олигархи, которые для достижения собственных интересов или перераспределения прибыли могли опрокинуть и разорвать нашу страну. Не удалось. И не удастся, я уверен в этом!

Что касается Украины, то требования, которые сегодня предъявляют всякие международные финансовые институты, Всемирный банк, Международный валютный фонд ,ускорят катастрофу в соседней и братской нам стране. Это осознают и профсоюзы Украины. Даже Янукович в последний момент осознал, что это тупик и если он пойдет на поводу предлагаемых Западом требований, то приблизит конец свое политической карьеры. Хотя ему уже наступил конец как политику, но по другой причине.

Захватившие власть в Киеве тоже понимают, что оказались в углу. Прикрываясь тем, что подписали только первую часть предложенных требований — политическую, они сознательно пытаются ввести всех в заблуждение. Поскольку уже кто-то проговорился, что с июля будут выполняться требования и в экономической плоскости. Хотя, по некоторым данным, уже с 1 мая там серьезно повышаются цены на ряд товаров.

В этих условиях Федерация независимых профсоюзов России не должна оставаться в стороне от родственных нам профсоюзов Украины, мы будем поддерживать и укреплять традиционные связи. Нельзя допустить, чтобы верх взяли конфронтационные настроения и провокации, которые исходят иногда и с той, и с другой стороны. Как сильная держава и сильные профсоюзы, которые уважают себя и своих друзей, мы должны проявлять терпение и выдержку. В солидарности сила профсоюзов.

Лозунги 1 мая 2014 года

В России заработал — в Россию вложи!

Власть! Избавь народ от жуликов!

Давай зарплату, мы не рабы!

Не платят — не работай!

Запретить заемный труд в России!

МРОТ — на уровень прожиточного минимума!

Отраслевое соглашение — закон для каждого работодателя!

Коллективный договор — на каждое предприятие!

Пока мы едины — мы непобедимы!

Даешь прогрессивную шкалу подоходного налога!

Росту тарифов и цен — опережающий рост заработной платы!

Сплоченные профсоюзы — крепкое общество!

Три «ЗА» — зарплата, занятость, законность!

Человеку труда — гарантию занятости!

Работающему человеку — достойный уровень жизни!

Распечатать | Комментировать | Послать текст по почте
 
    Читать все новости в блоге  
 

























Профсоюз помог
Другие примеры



Поиск по сайту:
Расширенный поиск

 
     
©
Федерация Независимых Профсоюзов России, 1991-2016г.